Ozon не пройдет! Наталья Касперская борется с IT-льготами для "непрофильных компаний"
В России разгорелась дискуссия о критериях включения разработчиков в реестр отечественного софта. Уже имеющие и пролоббировавшие первоначальные изменения в законы участники IT-рынка считают, что отбор должен быть жестче, чтобы в число льготников не попали "непрофильные структуры".
Что же это за организации такие вредные? А это например Ozon, "Авито", HeadHunter и "Вымпелком". За что с ними готова бороться Касперская? За кадры прежде всего. Пакеты айтишных льгот дают столько преимуществ при работе с сотрудниками, что для молодых разработчиков они могут быть более значимыми, чем просто увеличение зарплаты.
Понятно, что такой подход, в свою очередь, считают несправедливым в "непрофильных структурах". Вспоминаем шаг за шагом, как и из-за чего разгорелся спор:
- Глава Минцифры Максут Шадаев заявил, что следует изменить критерии для включения в реестр отечественного ПО, так как в России много компаний, в которых менее половины акций принадлежат гражданам РФ, но при этом они фактически контролируются россиянами. Таким образом он предложил распространить налоговые льготы на системно значимые компании.
- Минцифры пообещало оперативно подготовить изменения в законодательство, если рынок даст отмашку.
- Ozon, Avito, "Циан", HeadHunter, Тинькофф Банк и "Билайн" тут же обратились с письмом к Михаилу Мишустину, в котором попросили премьера поддержать Минцифры в идее корректировки критериев включения софта в реестр. В частности, включать в реестр продукты компаний, в которых российским владельцам принадлежит не 50%, а 25% и более.
- Видимо, узнав об этом из СМИ, Ассоциация разработчиков программных продуктов (АРПП) "Отечественный софт", возглавляемая Натальей Касперской, обратилась к Мишустину с обратной просьбой. Ассоциация просит ужесточить требования к включению софта в единый реестр российского ПО.
При этом дело не в доле владения иностранцами в компании. АРПП считает, что в реестр могут попасть компании, "чья коммерческая деятельность и интересы лишь косвенно связаны с IT-отраслью". Среди них Касперская называет Ozon, "Авито", ЦИАН, HeadHunter, "Тинькофф" и "Вымпелком". По словам главы АРПП, они хотят "успеть "впрыгнуть в поезд" и поучаствовать в распределении "пирога" поддержки отрасли, на которую государство в крайне непростые для себя времена выделило действительно огромные ресурсы".
Действующий механизм включения в реестр российского ПО, по мнению АРПП, "доказал свою эффективность".
И в противном случае там якобы могут очутиться компании, чей софт просто копирует иностранные аналоги или является переработкой ПО со свободным кодом. А этот фактически иностранный продукт подорвет технологический суверенитет страны. Поэтому процедуру включения в реестр следует, скорее, ужесточать.
На данный момент в реестр российского ПО входит около 13,9 тыс. продуктов и 4,4 тыс. правообладателей. По предварительной оценке, количество записей в реестре к концу года может составить порядка 30 тыс.
Те, кто вошел в реестр, получают преимущества при госзакупках и возможность сократить ставку налога на прибыль до 3% вместо 20% и уплачивать страховые взносы в размере 7,6% вместо 14%, также при продаже программ из реестра не нужно платить НДС.
Интересная новость? А ведь новости гораздо удобнее отслеживать в Telegram. Подпишитесь на наш Telegram-канал вот по этой ссылке. И вы будете и читать, и получать все самое важное наиболее удобным способом.