Над Томской областью разрешили летать грузовым беспилотникам. Но там целая пачка условий: пилот, страховка, маршруты
Этот регион выбран в качестве полигона для тестирования грузовых БПЛА. Экспериментальная зона, так называемая "цифровая песочница", в этом регионе просуществует минимум три года. В этот период в области будут временно отменены законодательные ограничения на полеты беспилотников. Об этом говорится в подготовленном правительством постановлении, которое устанавливает требования к тестированию беспилотных летательных аппаратов.
Томская область выбрана в качестве площадки не случайно, там много труднодоступных районов. Проект "Тайга" по доставке в регионе грузов беспилотниками был анонсирован еще в 2018 году, однако реализовать его не удалось из-за противоречия с законодательством. В частности нет норм для сертификации дронов. Но в рамках "цифровой песочницы" мешающие эксперименту запреты отменены.
В разработке проекта приняли участие Минэнокомразвития, Минтранс, Росавиация, Фонд перспективных исследований и администрация Томской области. Постановление определило 13 организаций, которые будут принимать участие в проекте.
Одним из участников выступит "Региональный оператор Беспилотные системы", который будет контролировать опытный район, регистрировать, хранить и обрабатывать данные об эксперименте в специальной системе "Купол".
Эта компания также должна будет информировать о полете беспилотника в интернете или местных СМИ жителей населенных пунктов, которые расположены на расстоянии до 10 км от маршрута устройства. За оценку пригодности беспилотников будет отвечать авиационный сертификационный центр "СибНИА-Тест".
Основные требования к тестированию беспилотных летательных аппаратов:
- Каждый дрон должен получить от участников проекта страховку минимум на миллион рублей. Полис также должен покрывать здоровье авиаперсонала, который задействован в обслуживании беспилотников (по 500 тыс. рублей на каждого человека).
- Компании, принимающие участие в проекте, смогут использовать дроны весом более 30 кг для доставки тяжеловесных грузов до 1,5 тонн, а также проведения аэрофотосъемки и сельскохозяйственных работ.
- Полетом беспилотников должны будут дистанционно управлять пилоты, владеющие свидетельством пилота-испытателя, пилота гражданской, государственной или экспериментальной авиации с навыками управления беспилотниками. Полностью автономные полеты пока не разрешены.
- Основной задачей пилота является формирование полетного задания с указанием ключевых точек маршрута, высоты и скорости, загрузка плана в автопилот и направление его в Госкорпорацию по организации воздушного движения. Если связь будет потеряна, устройство должно будет переходить в автоматический режим полета.
- Полеты над крупными населенными пунктами, аэродромами и стадионами, а также местами проведения массовых публичных мероприятий запрещены. В случае нарушений участниками условий тестирования, их статус будет приостановлен или прекращен.
Интерес к доставке грузов дронами уже выразили "Почта России" (для доставки писем и посылок в труднодоступные населенные пункты), "Газпром нефть" (для аэрофотосъемки трубопроводов), а также компании, которым нужно перевозить строительные конструкции, лекарства, те, кто занимается химической обработкой растений.
В результате использования нового механизма ежегодный объем рынка в отрасли применения беспилотников к третьему году реализации проекта может достичь 1,4 млрд руб., считают эксперты.
Пока в России грузовые беспилотники только тестируются, в Австралии доставка грузовыми дронами работает уже три года. Жители зеленого континента, особенно удаленных районов, привыкли получать с БПЛА любую мелочь, вплоть до утреннего кофе. Однако недавно компания Wing вынуждена была приостановить полеты из-за неожиданной проблемы – нападений птиц, у которых наступил период гнездования. Вероятно, российские разработчики на опыте западных коллег изначально предусмотрят, как решать эту проблему.
Интересная новость? А ведь новости гораздо удобнее отслеживать в Telegram. Подпишитесь на наш Telegram-канал вот по этой ссылке. И вы будете и читать, и получать все самое важное наиболее удобным способом.