Логистика для ecommerce: исследование Data Insight
Курьерская доставка – cамый популярный способ получения интернет-заказов в нашей стране. В прошлом году таким способом была доставлена почти каждая третья покупка, а в абсолютных числах – 113 млн посылок, следует из нового исследования агентства Data Insight.
Четыре из десяти посылок магазины доставляют своими силами, из этих четырех каждые три – покупатели забирают сами в ПВЗ или других. В штуках на самовывоз пришлось 100 млн посылок (29%), на курьерскую доставку – 40 млн (11%) в общем объеме заказов по России включая MLM-компании, но без кроссбордера.
"Почта России" доставила в прошлом году каждый четвертый онлайн-заказ (90 млн штук). Госоператор, кстати, за последние два года увеличил объем обрабатываемых посылок с покупками из интернет-магазинов на треть.
Абсолютным лидером по динамике роста стали пункты выдачи и постаматы, увеличившие свою долю рынка почти в четыре раза. Конечно, тут рост с низкой базы и общий процент на рынке у этой формы доставки пока не очень высок – 13%.
"2-3 года назад спрос на аутсорсинг услуг формировали в первую очередь "классические" интернет-магазины, это определяло их спектр — в основном это были курьерская доставка, магистральная логистика, гораздо реже — фулфилмент-функции", – поясняет директор цепи поставок OZON Андрей Павлович. Правда, эксперт считает, что будущее сегодня задает десятка крупнейших ecommerce-ритейлеров, которой требуются услуги 3PL, в то время как более "мелкие" составляющие сервиса "потянут" сами большие интернет-площадки, превратившиеся в тандем логистического провайдера и ИТ-платформы.
"[Логистическая] отрасль становится диверсифицированной и более сложной", – отметил коммерческий директор DPD в России и SPSR Express Леонид Зондберг. Кроме естественного роста заказов в интернет-магазинах, на российском рынке начинают диктовать условия маркетплейсы, монобренды, выходящие в онлайн, продуктовые ритейлеры, доставка еды, негабаритных товаров – все это предъявляет свои требования в логистике, в том числе – к складской.
"Легализация дистанционной торговли безрецептурными препаратами и алкоголем, которая, вероятно, произойдет в обозримом будущем, приведет к росту интернет-заказов, соответственно увеличив внутригородскую доставку. Кроме того, это повлечет за собой новые требования к упаковке, к контролю, к верификации личности при выдаче заказа и т.п.", – предупредил Зондберг.
По его прогнозам в ближайшем будущем будет становиться все более востребованной доставка крупногабаритных грузов до двери. По данным DPD, только в последние полгода объем таких отправлений увеличился в пять раз, а количество ежедневных отправок уже измеряется сотнями.
Кроме того, эксперт ожидает роста доли прямых межрегиональных доставок. Развитие региональных интернет-магазинов и производителей, развитие инфраструктуры региональных распределительных центров и стремление снизить операционные издержки у игроков рынка приведут к выстраиванию "сетевой" логистической инфраструктуры, а значит и к снижению тарифов, сокращению сроков доставки и развитию дополнительных сервисов и фулфилмента.
В свою очередь снижение тарифов должно привести к росту отечественной ecommerce в целом. Пока что ограничивающим фактором становится "искусственно завышенный средний чек в интернет-магазинах", считает главный исполнительный директор PickPoint Надежда Романова. "В отличие от китайских площадок, у нас покупатель не может заказать товар за 200–300 рублей, ему придется добирать до фиксированной минимальной суммы заказа или переплачивать за доставку. Поэтому сейчас покупатель готов ждать свой заказ из Китая две недели или сделать свою покупку в офлайне, а это отрицательно сказывается на отечественном e-commerce", – резюмировала она.
Результаты исследования Data Insight представлены в виде распределения объема посылок по типам доставки и основаны на данных, полученных от крупнейших логистических компаний, и оценке количества посылок, отправленных остальными логистами.