Конгресс США предложил разделить Amazon, обвинив в нечестной конкуренции
Конгресс США выпустил доклад на 450 страницах с результатами своего 16-месячного расследования против четырех крупнейших технологических компаний – Amazon, Google, Facebook и Apple. IT-гигантов признали виновными в монополизации рынков и нечестной конкуренции. Так, Amazon официально назван монополистом в онлайн-рознице.
В отчете отмечается, что монополисты не чувствуют угроз своему доминирующему положению, а из-за этого качество их услуг со временем снижается. Также Конгресс сделал упор на слабую защиту персональных данных клиентов этих компаний. "У этих фирм слишком много полномочий, и эти полномочия должны быть ограничены, они должны быть подвергнуты соответствующему надзору и правоприменению. На карту поставлены наша экономика и демократия", — говорится в докладе.
В результате подкомитет по антимонопольной политике постановил, что их необходимо разделить и отрегулировать. В частности, разделить предлагается по принципу онлайн- и офлайн-бизнеса.
Какие обвинения предъявлены владельцу Amazon?
- Использование данных о продажах партнеров. Некоторое время назад вышло исследование Wall Street Journal, в котором утверждалось, что Amazon анализирует данные о продажах своих партнеров через маркетплейс и отлаживает на их основе свои продажи как ритейлер. Простые примеры: Amazon может первым узнавать о росте или падении популярности тех или иных товаров. Проанализировав прайс-лист конкурентов, он также может назначать лучшие цены на свои товары. Безос на слушаниях в Конгрессе в июле ответил на это обвинение расплывчато: "У нас есть политика против использования данных, относящихся к конкретному продавцу, для помощи нашему бизнесу, но я не могу гарантировать, что она никогда не нарушалась".
- Ограничение селлеров. На слушаниях была показана переписка внутри компании, где продавцов маркетплейса называют "внутренними конкурентами". Также селлеры жаловались, что их заставляют выставлять цены ниже, чем на других площадках. Кроме того, всем участникам дали прослушать аудиозапись с историей продавца книг, чьи продажи Amazon ограничивал. Джефф Безос отметил, что это единичный случай, который не соответствует политике компании.
- Воровство идей. Опрошенные во время расследования продавцы Amazon жаловались, что корпорация заимствует их know-how. Широкое распространение получила история о том, как Amazon вложился в стартап, а потом выпустил собственный, полностью аналогичный продукт. В Конгрессе в очередной раз указали, что сочетание компанией ролей ритейлера и владельца маркетплейса порождает нездоровую конкуренцию, а Amazon использует зависимое положение селлеров в свою пользу. Безос ответил, что в любом случае выбор делает покупатель.
- Продвижение собственных продуктов. Конгрессмены обвинили Безоса в том, что Amazon использует свои ресурсы, чтобы продвигать собственные продукты. Например, голосовой помощник Алекса рекламирует именно товары Amazon. Безос ответил, что считает это нормальной практикой.
- Скупка конкурентов. Здесь Amazon припомнили покупку десятилетней давности сайта Diapers.com за полмиллиарда долларов. Это был соперник компании на рынке подгузников. По мнению Конгресса, Amazon должен был конкурировать с Diapers, а не поглощать его.
В своем блоге Amazon высказал негодование этим отчетом, назвав его "ошибочным вмешательством в свободный рынок" и заявив, что это "что-то за гранью".
"Крупные компании не являются доминирующими по определению, и предположение, что успех может быть результатом только антиконкурентного поведения, просто ошибочно. И все же, несмотря на неопровержимые доказательства обратного, эти заблуждения лежат в основе регуляторских сплетен по поводу антимонопольного законодательства", – говорится в посте блога.
Кроме того, в Amazon оспаривают выводы Конгресса о доле рынка, которую занимает компания. Как считают конгрессмены, Amazon контролирует 40% онлайн-продаж в стране. В то время как сама компания утверждает, что ей принадлежат всего 4% рынка.
Глава подкомитета по антимонопольной политике Дэвид Сициллин заявил, что сейчас отчет отправится в Конгресс, где его изучат и решат, какие изменения следует внести в законодательство.
Подобные претензии предъявляет к Amazon и Еврокомиссия. По мнению регулятора, компания нарушает антимонопольные законы ЕС. Если нарушение будет доказано, компании грозит штраф до 10% годового оборота.
*Facebook признан экстремистской организацией на территории РФ.