Как власти России поддержат транспортную отрасль в условиях санкций
Государственная дума РФ сразу во втором и третьем чтении приняла законопроект (№ 98359-8) о мерах поддержки транспортной отрасли в условиях санкций. Он призван смягчить удар для логистики в сфере грузовых и пассажирских перевозок.
Ознакомились с законопроектом и рассказываем о главных нововведениях.
Автоперевозки
- Отменяется на шесть месяцев 2022 г. проведение весового и габаритного контроля транспортных средств, перевозящих продовольственные товары и товары первой необходимости, на пунктах пропуска (МАПП). По мнению авторов законопроекта, это позволит наладить в максимально короткий срок логистические цепочки с дружественными странами.
- Спецразрешение для фуры будет требоваться в случае превышения массы машины или нагрузки на колесную ось более чем на 10% (раньше – на 2%).
- Правительство сможет в срочном порядке открывать пункты пропуска через границу, если вводятся в эксплуатацию порт, вокзал или станция. В том числе даже если пункт не полностью оснащен технически. Создатели законопроекта приводят в пример железнодорожный пункт пропуска Нижнеленинское (сопредельный с пунктом Тунцзян в Китае), открытие которого позволит обеспечить грузооборот насыпных грузов через мостовой переход в объеме более 6 млн тонн в год.
Контейнерные перевозки
Будут сняты ограничения, связанные с использованием для внутренних перевозок иностранных контейнеров, временно ввезенных в Россию. Сейчас по закону их можно использовать только один раз. Теперь же контейнеры для ж/д и водных перевозок можно будет использовать сколько угодно раз в пределах срока ввоза. Это поможет временно избежать дефицита контейнеров в стране. Сейчас на российских операторов приходится около 250 тыс. из 1,7 млн контейнеров, использующихся в России.
Водные перевозки
- Правительство получает право определять особенности исполнения договоров лизинга судов, что позволит избежать их ареста в случае включения лизингодателей в санкционные списки. На сегодняшний день в общем объеме судостроительных заказов в России (за счет внебюджетных источников) договоры лизинга составляют около 80%. В соответствии с законодательством формально лизингодатель является собственником судна и судно может быть подвергнуто задержанию (аресту) в иностранном порту. Такие случаи уже имеют место. Новый закон позволит поменять правообладателя судна, если нынешний владелец попадет под санкции.
- Усиливается контроль за участием иностранцев в судоходном сегменте. Правительство утвердит перечень "стратегических" грузов. Если у компании, которая их перевозит, есть иностранный инвестор с долей 5-50%, ей придется уведомить об этом правительственную комиссию. Если более 50% – получить согласование на такой контроль либо снизить долю. Как говорят эксперты, иностранцы сейчас не контролируют судоходные компании в России. Но некоторыми из них российские бенефициары владеют через офшоры ("Пола Райз", "Волжское пароходство"). Возможно эти компании придется перерегистрировать.
Авиаперевозки
Авиакомпаниям предлагается перейти на российские системы бронирования билетов – чтобы избежать рисков дестабилизации в сфере пассажирских перевозок. В настоящее время крупнейшие авиакомпании РФ пользуются услугами в основном иностранных провайдеров: американских Sabre и Navitaire, испанской Amadeus. После введения западных санкций Sabre и Amadeus расторгли дистрибуторские отношения с "Аэрофлотом". К критическим последствиям это не привело, компания просто потеряла один из каналов продаж. Гораздо большую угрозу представляет отключение инвенторных систем, где хранятся все данные о работе авиакомпании. Кроме того, иностранцы просто могут получать информацию, имеющую стратегическое значение.
Законопроект должен пройти согласование в Совете федераций и получить подпись президента. После этого он сразу вступит в законную силу.
Ранее мы рассказывали, что Госдума приняла закон, запрещающий размещение и обращение на иностранных фондовых биржах депозитарных расписок на российские акции. Торгующиеся за рубежом компании и банки РФ должны будут пройти процедуру делистинга и конвертировать расписки в акции. Однако это не коснется Ozon, "Яндекса", X5 Group, Fix Price и других компаний, которые работают в России, но зарегистрированы за рубежом.
Интересная новость? А ведь новости гораздо удобнее отслеживать в Telegram. Подпишитесь на наш Telegram-канал вот по этой ссылке. И вы будете и читать, и получать все самое важное наиболее удобным способом.
Владимир Лунев собственник интернет-магазина, АЯ |