Как и за что платят россияне в Интернете?
Четверть всех интернет-пользователей России имеют опыт оплаты в Сети. Такой вывод содержит совместное исследование PayU и Data Insight, посвященное российскому рынку online-платежей. 17 млн россиян когда-либо платили через Интернет. Из них 12 млн человек расплачиваются в Сети хотя бы раз в месяц.
С каждым годом online-плательщиков становится больше. В 2011 г. такой способ оплаты впервые опробовали 3,9 млн человек, в 2012 г. – 4,3 млн. В этом году произошел качественный сдвиг. Каждый четвертый респондент сделал свой первый интернет-платеж менее 12 месяцев назад.
Интернет-платежи привлекают в основном молодую аудиторию: 65% тех, кто их использует, моложе 35 лет. Чем старше пользователи, тем они консервативнее в способах оплаты. Только 17% тех, кто платит online, перешагнули 45-летний рубеж.
География распространения интернет-платежей – это Москва, Санкт-Петербург и города-миллионники. 29% пользователей online-платежей живет в Москве и области, еще 9% – в Санкт-Петербурге и области. Это означает, что в столицах более трети интернет-пользователей имеют опыт оплаты через Интернет. Крупнейшим нестоличным макрорегионом по распространенности оплаты в Сети стало Поволжье.
Несмотря на то, что к культуре online-платежей приобщается все больше пользователей, активных интернет-плательщиков не так много. В среднем россияне совершают через Интернет 3,8 платежа в месяц, а средний размер каждого составляет 2800 рублей.
Впрочем, эта цифра – как средняя температура по больнице. Половина всех платежей не превышает 600 рублей, зато крупные платежи (от 5 тыс. рублей), обеспечивающие всего 15% транзакций, генерируют 73% денежного объема интернет-платежей.
Это объясняется тем, что чаще всего через Интернет оплачивают услуги связи. Многие также используют Сеть для оплаты услуг ЖКХ, уплаты налогов и штрафов.
И лишь третья часть опрошенных оплачивает таким образом товары из интернет-магазинов.
Немалую часть оборота здесь генерирует туризм. На оплату билетов, туров и других туруслуг приходится лишь 7% от общего числа платежей. Зато они обеспечивают 40% их объема в денежном выражении.
Самым распрострененным способом оплаты по-прежнему остается банковская карта. Ее используют 63% опрошенных. По 30-35% платят электронными деньгами или через интернет-банкинг. 27% платит online со счета мобильного телефона: посредством SMS или веб-интерфейса.