Как "Азбука вкуса" справлялась с ростом онлайн-заказов на карантине
С конца марта количество заказов в интернет-магазине продуктовой сети "Азбука вкуса" выросло в 3 раза, а средний чек — в 1,5. Доля онлайн-торговли в общем товарообороте "Азбуки" увеличилась с 3% до 5%.
Вице-президент по коммерческой деятельности "Азбуки Вкуса" Екатерина Ломакова рассказала в интервью, как компании удалось во время карантина справиться с повышенным спросом в онлайне и перестроить свою работу.
В собственном сервисе компании по доставке еды "Экспресс меню" за первую "нерабочую" неделю количество заказов выросло в два раза, а средний чек — на 40%. "Азбуке вкуса" пришлось в считанные дни увеличить вдвое мощности, задействованные в ecommerce-направлении.
Вызовы ecommerce
- Повышенный спрос на доставку. В первое время в компании были вынуждены увеличить ожидание слотов на доставку на 3-4 дня вперед. "Бывало, что мы не успевали вовремя доставлять заказ или из-за технических накладок отменяли его в одностороннем порядке, в таких ситуациях мы конечно же извинялись перед покупателями, давали промокоды на скидки к следующим покупкам или начисляли бонусы на карты лояльности, которые можно потратить в дальнейшем как онлайн, так и оффлайн", – призналась Ломакова.
- Требования безопасности. В компании старались минимизировать любые риски — с апреля для оплаты заказов интернет-магазин принимается только безналичная оплата. Также меры безопасности принимались при курьерской доставке.
- Востребованность доставки на дачу. При наступлении теплой погоды в компании зафиксировали возросшее количество доставок в область. В "Азбуке вкуса" признались, что не были к этому готовы, но быстро отреагировали на ситуацию. Сейчас сеть в ускоренном режиме развивает доставку за пределы Москвы и Санкт-Петербурга.
Как менялся спрос
В начале пандемии в "Азбуке вкуса" скупали антисептики и влажные антибактериальные салфетки, а также средства гигиены. В марте люди закупались впрок: клали в корзину крупы – особенно гречку, киноа и рис, свежезамороженные ягоды и овощи, консервы в рыбной и мясной гастрономии, замороженные полуфабрикаты, а также чай и кофе.
Россияне чаще стали готовить дома. В "Азбуке вкуса" заметили это еще и по запросам покупателей в социальных сетях — многие, например, просили поделиться фирменным рецептом сырников. В апреле стали чаще покупать свежие продукты: овощи и фрукты, охлажденное мясо, рыбу и морепродукты, а также молочную продукцию.
В середине апреля в 2-3 раза выросли продажи сладостей (шоколад, конфеты, печенье) и ингредиентов для выпечки. Также в несколько раз выросли продажи снеков и чипсов.
Попробовали удаленку – понравилось
95% офисных сотрудников "Азбуки вкуса" во время карантина перешли на удаленную работу. И этот переход прошел успешно. Сейчас в компании даже задумались о том, чтобы оставить часть сотрудников на онлайн-режиме и после пандемии.
Что же дальше?
Как считают в "Азбуке вкуса", с окончанием карантина тренд на покупку продуктов через сервисы доставки не исчезнет. И он даст новый стимул для развития онлайн-торговли.
"Сейчас покупатели, которые по разным причинам не пользовались такой услугой раньше, получили этот опыт, и поняли, что это безопасно и удобно. Но все же мне кажется, что наши покупатели все равно будут выбирать походы в магазин, потому что для них важны эмоции, которые они получают, приходя к нам. Есть товары, которые можно спокойно покупать удаленно, — бытовая химия, бутилированная вода, молоко с долгим сроком хранения и другие. А есть продукты, которые покупатель хочет выбрать сам, — овощи, фрукты, мясо и рыба", – сообщила вице-президент по коммерческой деятельности компании "Азбука Вкуса" Екатерина Ломакова.