Гендиректор Ozon о скупке других компаний, собственном финтехе и экспансии за границу (ВИДЕО)
Очень успешное IPO Ozon стало, без сомнения, знаковым событием для российской ecommerce, учитывая, что прогнозы были не слишком оптимистичными. Как же удалось компании привлечь иностранных инвесторов? Об этом гендиректор маркетплейса Александр Шульгин рассказал сайту The Bell в рамках ПМЭФ-2021.
Чем привлекли инвесторов
"Мы рассказывали, что Россия – это большой рынок, это важно знать мировому инвестиционному сообществу. перспективы рынка электронной коммерции грандиозные, он в России еще очень небольшой для того, каким он должен быть. Рост будет продолжаться с высоким темпом лет 5, 7, может быть, и 10 лет подряд. Ни в одной стране мира рост электронной коммерции в доле от ритейла еще не остановился", – рассказал Александр Шульгин.
Это были главные выкладки для "убедительности", как признался топ-менеджер. А уже потом рассказывали собственно про Ozon, почему именно он должен добиться успеха на этом рынке.
Сейчас в Ozon будут измерять успех в завоеванных долях рынка, а не в прибыли, рассказал Александр Шульгин. И этому есть простая экономическая причина.
Про скупку конкурентов и экспансию в другие страны
Признался СЕО Ozon и в том, что компания "смотрит" в сторону неорганического роста, то есть приобретения или поглощения других компаний. Но топ-менеджер считает, что для электронной коммерции слияние обычно обходится довольно болезненно. "Соединение клиентов, продавцов и культуры разных компаний – очень непростая вещь. Поэтому наша основная стратегия – это органический рост через создание своего продукта и развитие компании", – объяснил он.
Недавно Ozon огласил планы на международную экспансию – создать свои филиалы в Беларуси и Казахстане. Не помешает ли это экспансии на внутреннем рынке? Александр Шульгин убежден, что нет. при этом он ссылается на пример крупного латиноамериканского онлайн-ритейлера.
"Компания Mercado Libre в Южной Америке, которая объединяет многие страны, создала там единое рыночное пространство. Продавцы и производители товаров из разных стран торгуют на всю Южную Америку. Это дает максимальный выбор покупателю, создает максимальную конкуренцию между продавцами, в итоге компания предоставляет самое высокое качество. А для продавца это возможность торговать сразу на несколько стран", – рассказал Шульгин.
Поэтому руководство маркетплейса пришло к выводу, что и это будет хорошей стратегией. Выходя в Беларусь и Казахстан, Ozon даст продавцам возможность торговать на все объединенное рыночное пространство. "Выход в другую страну ради выхода для нас целью не является. Разумно создать единое рыночное пространство с качественным сервисом", – добавил Шульгин.
Будет ли офлайновая торговля под брендом Ozon?
Еще один тренд экономики – размытие границ между онлайном и офлайном. Эта тенденция ярко подтверждается сейчас переходом в Интернет некоторых офлайн-ритейлеров, при этом они создают качественный онлайн-продукт. А вот обратное движение очень слабое.
"Будет ли когда-нибудь Озон в офлайне? Время покажет. Пока что мы видим более чем огромные перспективы на нашем нынешнем рынке. В дальнейшем если увидим, что пора офлайновый магазин открыть – может быть, так и сделаем", – размышляет на эту тему Александр Шульгин.
Собственный FinTech: расчеты, кредитование, факторинг
"Средний и малый бизнес выходит на аудиторию в десятки миллионов человек, начинает больше зарабатывать. Мы планируем создать финансовые сервисы, чтобы помогать таким компаниям финансировать свой рабочий капитал. Это растит экономику и дает покупателям больше возможностей для приобретения товаров", – объясняет он.
Также гендиректор Ozon рассказал подробнее, зачем компания приобрела банковскую лицензию.
"Наша идея – сделать платежный инструмент, который позволит покупателям и продавцам производить расчеты внутри платформы максимально быстро 24 /7. У продавцов есть потребность получать деньги быстрее, потому что это рабочий капитал. Мы не собираемся воевать с банковским сектором и говорить, что сейчас построим лучший банк на планете. Мы хотим открыть возможность для банков предлагать свои продукты и бизнесам, и покупателям через ту платформу, которую мы сделаем", – сообщил Шульгин.
Также Шульгин сообщил, что компания не намерена сама кредитовать покупателей и продавцов, по крайней мере в обозримом будущем. А вот на создание финансового продукта ей потребуется несколько месяцев. В Ozon рассчитывают продемонстрировать возможности собственного финансового сервиса только в следующем году.
Ozon не боится конкуренции и экономических кризисов
По словам Александра Шульгина, во внутренних планах компании – желание стать лидером на своем рынке стоит под номером один. Однако побеждать планируют не за счет каких-то уникальных технологий или стратегий. В них в компании не верят: любую уникальность можно сразу же повторить.
"Самое главное – развиваться быстрее и думать о клиенте. Под клиентами мы понимаем не только покупателей, но и продавцов, и многочисленных логистических партнеров. Когда у них получается эффективный бизнес, мы вместе развиваемся. У нас есть технологии, есть инфраструктура. Нам было недостаточно капитала – мы этот вопрос решили через IPO и последующее размещение бондов", – рассказал СЕО Ozon.
Шульгин отметил, что какой-то категорийной специализации у Ozon никогда не будет. Это может быть рациональным поведением для ритейлера, но не для площадки, которая объединяет многочисленных игроков.
"Мы находимся в процессе трансформации компании в модель маркетплейса. Эта модель становится эффективной только на масштабе. Если работать на маленькую долю рынка, то удельные расходы на одну транзакцию слишком высокие, и это не позволяет экономике сойтись. Поэтому на данном этапе для нас важен масштаб. То есть оборот всей площадки – и других компаний екома в том числе. На большом масштабе расходы размываются и экономика сходится", – рассказал Шульгин.
Поскольку рынок электронной коммерции в России стал развиваться очень быстрыми темпами, немало компаний ecommerce заявили о своих амбициозных планах. Как оказалось, Ozon конкуренции не боится, считая ее полезной для рынка.
По словам гендиректора Ozon, конкуренция в электронной коммерции – это очень хорошо. "Воплощая свои амбициозные планы, и мы, и Яндекс, и Wildberries привлекаем покупателей в наш сегмент. Мы очень верим в силу конкуренции, вся модель маркетплейса на этом строится. При честной конкуренции, открытой игре, максимальном доступе к информации компании становятся максимально эффективными", – поделился мыслями Александр Шульгин.
Не будет ограничением для развития Ozon состояние экономики: ее стагнация, падение покупательской способности? Этим вопросом задались журналисты. Руководитель Ozon'а убежден, что развитие компании способствует и развитию российской экономики в целом.
Руководитель маркетплейса OZON Анна Калеева рассказала о рейтинге и конкуренции между продавцами, борьбе с аномальными ценами, проверке контента и качества товара.... Подробнее