ФНС проверит сервисы доставки еды на законность работы самозанятых в качестве курьеров
Предприятия рыбной отрасли обратились в ФНС с просьбой проверить, насколько законно агрегаторы доставки еды требуют от своих курьеров оформлять самозанятость. Рыбная отрасль сейчас также пытается развивать собственный сегмент электронной торговли и доставку продукции. Однако не может составить конкуренцию сервисам доставки еды, в том числе и в части оплаты курьеров.
Как утверждают компании рыбной отрасли, Яндекс.Еда, Delivery Club и другие крупные игроки рынка доставки еды сотрудничают со своими курьерами как с самозанятыми. Это позволяет сервисам значительно экономить на налогах – около 44% зарплатного фонда. Поскольку они не перечисляют за не состоящих в штате сотрудников социальные налоги, а также не оплачивают им отпуска и больничные. Соответственно, агрегаторы могут предложить курьерам более высокую оплату труда, чем работодатели, которые должны принимать работников в штат.
Компании рыбного рынка, развивающие собственные службы доставки, вынуждены принимать курьеров в штат. К ним присоединяются и рестораны с аналогичными проблемами. Они обращаются к властям с просьбой об унификации требований к работодателям. Все они должны работать с курьерами на одинаковых условиях. А кроме того, курьеры должны получать необходимые социальные гарантии. "Компании не отчисляют средства в ПФР и Фонд соцстрахования и самозанятые лишены трудовых прав",— подчеркивает вице-президент Ассоциации производственных и торговых предприятий рыбного рынка Артем Ломизе.
Если ресторанам и предприятиям рыбной отрасли не разрешат сотрудничать с курьерами как с самозанятыми, то и сервисам доставки еды это должно быть запрещено, настаивают в Ассоциации. Все работодатели должны находиться в равных условиях и не получать конкурентных преимуществ за счет экономии на налогах. При принятии бизнес-решений работодатель не может руководствоваться исключительно соображениями налоговой экономии. Об этом неоднократно напоминала ФНС России.
В Delivery Club назвали формат взаимодействия с самозанятыми курьерами полностью легальным, не раскрыв количество таких сотрудников.
В ГК "Шоколадница" сообщили, что все сотрудники оформлены в штат, так как по закону самозанятый не может долго работать на одну компанию.
Агрегаторы же утверждают, что продолжительность работы в компании для самозанятого не установлена законом. Главное, что курьер сам устанавливает время и распорядок трудового дня.
Законодательство позволяет привлекать самозанятых без трудовых договоров. Но в случае если регулятор установит, что такой персонал фактически работает в организации, то работодателю грозит штраф, а также доначисление НДФЛ и страховых взносов за период работы с самозанятым. Это может обернуться внушительной суммой. Случаи успешной переквалификации налоговыми органами гражданско-правовых отношений в трудовые хорошо известны судебной практике.
Из опроса "Ромира" следует, что на долю самозанятых приходится до 60% курьеров всех служб доставки. При этом многие курьеры утверждают, что готовы устроиться в штат сервиса, чтобы получать социальные гарантии, а также чтобы для них начислялся трудовой стаж. Однако агрегаторы соглашаются работать только при условии оформления самозанятости. Интересно, что в законе о самозанятых курьерам запрещается работать в службе доставки и самостоятельно принимать платежи в интересах третьих лиц, только при наличии ККТ, оформленной на сервис.