ЭТ-2014: пособие по выживанию интернет-бизнеса в кризис
6-7 ноября в Москве в 10-й раз прошла крупнейшая в России конференция по многоканальным и интернет-продажам "Электронная торговля – 2014". 90+ спикеров представили самые успешные практики в e-commerce. Организатор конференции – Oborot.ru.
В этом году мы собрали сильную, как никогда, программу. Вот только некоторые из докладчиков: "Юлмарт", OZON, Эльдорадо, Сотмаркет, E96, OTTO,Wikimart, HOFF, LavkaLavka, esky, WestWing, ONNO, Кораблик.
Главной темой конференции стал надвигающийся кризис: метания курса рубля и постепенный спад потребительской активности.
Ключевые цифры и тренды озвучил Федор Вирин из Data Insight (на основе выборки из 7 тысяч средних и крупных российских ИМ).
Среднее ежемесячное количество заказов в ведущих ИМ снижалось с января и по август 2014 года. Спад прекратился только сентябре – количество заказов составило 105% от среднего за год, в октябре – 113%.
Интернет-магазины стали более разборчивы в привлечении аудитории, а покупатели стали реже ходить в ИМ "поглазеть". В итоге за год конверсия по крупным интернет-магазинам выросла в среднем на 11% (август 2014 к августу 2013) У некоторых крупных игроков (Lamoda.ru, Wildberries.ru, некоторые из лидеров рынка БТиЭ) рост конверсии был еще более заметным – в 1,5-2 раза за год и более.
Рост числа заказов произошел за счет улучшения конверсии, а не за счет роста посещаемости (как раньше). При этом средний чек у большинства ИМ снижается, падает частота покупок, для тех сегментов, у которых она больше 2-3 раз в год (одежда и детские товары).
"Долина смерти" для интернет-магазинов
Главными проблемам e-commerce будут, по мнению экспертов,
- "дорогой" маркетинг,
- низкий процент покупателей, возвращающихся в интернет-магазин,
- высокие издержки на обработку заказов.
Стоимость обработки заказа в среднем по рынку превышает 300 рублей, отметил Федор Вирин.
"Долина смерти" для маленьких интернет-магазинов начинается, по оценкам Data Insight, от показателя 100 продаж в день и меньше. Во время кризиса большие магазины будут укрупняться и расширять ассортимент, а маленькие ждет разорение или переход в формат нишевого бутика. В ближайший год рынок ждет серия банкротств и закрытий средних по размеру магазинов и выход в интернет крупных офлайновых продавцов. Рост e-commerce замедлится, но тем не менее, объем продаж материальных товаров в 2014 году приблизится к 450 млрд рублей.
Законы выживания в средней полосе
Интернет-магазинщики представили множество кейсов, которые реально будут работать в кризис.
- О том, как грамотно "резать косты", рассказала Елизавета Рыбинская из Otto Group Russia.
- Топ-менеджеры "Холодильник.ру" и E96 показали кейсы по внедрению персонализации в интернет-магазине.
- Сергей Федоринов рассказал, как устроен Юлмарт "изнутри".
- Константин Логинов из Babysecret поделился опытом того, как его ИМ преодолевает кризис и что на самом деле "работает" даже на спаде покупательского спроса (расширение ассортимента за счет недорогих товаров повседневоного спроса, онлайн-отслеживание складских остатков, перераспределение маркетинговых бюджетов из сео и контекста в email-рассылки, соцсети и дополнительные сервисы).
- Надо эффективно использовать те инструменты, в которых вы уверены, и меньше тратить на тестирование того, что неизвестно как сработает, – заключил Георгий Сухаржевский из "Обрадовал.ру".
Из отзывов участников:
Хочется отметить высокий уровень организации, что крайне важно, особенно когда являешься докладчиком.
Дмитрий Лазарев, "Сотмаркет
В первый раз участвовал, очень понравилось мероприятие, отличная организация.
Тимур Самерханов, GFK