Чьи сайты могут заблокировать по новым законам, против которых дружно выступили АКИТ и РАЭК?
АКИТ и РАЭК обратились с письмом к премьер-министру Михаилу Мишустину с просьбой не принимать без обсуждения с отраслью законопроекты по ужесточению регулирования онлайн-торговли. В прошлом году были внесены два законопроекта – в июне и в декабре.
Первый из них, внесенный депутатами Госдумы Сергеем Неверовым и Александром Петровым, предлагает внесудебно блокировать сайты, продающие любую пищевую продукцию, не прошедшую процедуру подтверждения соответствия и запрещенную к обороту. У ритейлеров будет 48 часов для удаления запрещенной информации, чтобы блокировки избежать. Второй предлагает те же меры в отношении любой другой продукции.
В АКИТ и РАЭК в первую очередь возмутились тем, что продавцы предположительно несертифицированных товаров в этом случае оказываются в том же положении, что и пропагандисты самоубийств и распространители наркотиков. Подобный подход, по мнению игроков рынка, может привести к массовому закрытию онлайн-магазинов и других предприятий интернет-торговли, а значит, и снижению налоговых поступлений в бюджет.
Президент АКИТ Артем Соколов приводит такую статистику: в прошлом году подобных нарушений было выявлено около 7 тысяч, а заказов при этом сделано 2,6 млрд. То есть на долю проблемы в отрасли приходится 0,0003%. "Если проводить аналогию с офлайн-розницей, это все равно что закрыть всю сеть из-за одного просроченного сырка", − говорит руководитель.
Эксперты от юриспруденции тоже считают законопроект недопустимым с правовой точки зрения. Если следовать букве предложенного закона, то под ограничения попадают все продукты питания, не требующие сертификации.
В Wildberries считают, что предложенные меры избыточны, а законопроект требует доработки.
В Ozon предлагают искать альтернативные механизмы регулирования, включая систему маркировки.
В "Яндексе" указывают, что неосторожное регулирование может негативно повлиять на множество малых и средних предприятий, предлагающих свою продукцию на маркетплейсах.
Зато в производителе БАДов "Эвалар", с именем которого журналисты связывают судебную кампанию против iHerb, против предложений депутатов не выступает. И, разумеется, категорически отрицает, что законопроект поддерживает интересы отдельных участников рынка.
Представитель Сергея Неверова сообщил, что в первом предложенном законопроекте речь не идет о блокировках сайтов в целом, только об отдельных страницах − эта возможность проработана Минпромторгом − и только о БАДах. Причем Минцифры выводит из-под действия закона соцсети. Кроме того, представители АКИТ присутствовали на обсуждении 11 ноября законопроекта в Госдуме. Сергей Леонов готов к диалогу с бизнесом.
Интересная новость? А ведь новости гораздо удобнее отслеживать в Telegram. Подпишитесь на наш Telegram-канал вот по этой ссылке. И вы будете и читать, и получать все самое важное наиболее удобным способом.