Борьба с биткойнами вредит легальному бизнесу
Министерство экономического развития России не согласилось с законопроектом министерства финансов о запрете "неформального" денежного обращения, включая виртуальные криптовалюты, такие как биткойны.
Законопроект минфина предусматривает поправки в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) и законы "О Центральном банке" и "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". В его обоснование министерство указало, что согласно статье 27 Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" установлено, что официальной денежной единицей Российской Федерации является рубль и только рубль, "при этом определён прямой запрет на введение на территории России других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов".
В своем проекте минфин предлагает определить в законе "О Центральном банке" денежные суррогаты как непредусмотренные законом денежные единицы и объекты имущественных прав, в том числе в электронном виде, используемые в качестве средства платежа и обмена. Пусть даже обе стороны трансакции согласны их таковыми считать – условие, достаточное для того, чтобы этот "суррогат" выполнил роль денег. За эмиссию и использование альтернативных денег должны быть установлены штрафы, размер которых пока до конца не определён. Но может быть введена и уголовная ответственность. В первую очередь всё это – камень в огород использования самодеятельных электронных валют, прежде всего набирающих популярность биткойнов, но предлагаемые запреты можно трактовать гораздо шире.
Собственно, излишне широкое определение денежного суррогата минэкономики и не устроило. Борясь против биткойнов, министерство финансов заодно ставит под удар и вполне легальный бизнес. Законопроект минфина создаёт дополнительные барьеры для многих маркетинговых программ и ведения бизнеса: под его определение попадут любые эквиваленты денег, и в результате многие розничные сети, операторы связи и банки столкнутся со сложностями в проведении маркетинговых акций – в программах развития лояльности и привлечения покупателей, предупреждает в своем заключении Минэкономразвития.
Под запрет могут попасть программы лояльности банков и ритейлеров, бонусные баллы для абонентов операторов мобильной связи, пользователей пластиковых карт, клиентов интернет-магазинов, считают юристы. "Совершенно согласна с Минфином – в законопроекте нет четкого определения "денежный суррогат", да и вообще нет такого определение в российском законодательстве, соответственно не ясны границы его применения"», – говорит управляющий партнер Группы юридических и аудиторских компаний "СБП" Кира Гин-Барисявичене.
С точки зрения бизнеса, отказаться от программ лояльности – это убрать сильнейший инструмент привлечения и удержания клиентов. Только один Сбербанк в декабре этого года заявил, что бонусами по их программе "Спасибо" пользуются уже 14 миллионов клиентов, владельцев банковских карт. Почти все покупатели крупных сетей, клиенты мобильных операторов и банков с удовольствием копят баллы и используют их.
"Если такой законопроект все-таки будет принят, то бизнесу придется оформлять баллы как предоставление скидки, а не как средство платежа. То есть перестанет работать механизм: копите и оплачивайте баллами, а будет работать только такой: копите и получайте скидки. Предоставление скидок никаким законом в России пока не запрещено", – добавляет Кира Гин-Барисявичене.
Министерство экономического развития в своём отзыве приводит критику и со стороны бизнесменов. По мнению представителей МТС, "используемый в проекте акта термин "денежные суррогаты" сделает невозможным проведение различных маркетинговых компаний, предусматривающих дополнительные возможности для клиентов" в виде бонусов и премиальных баллов за активное использование услуг. Законопроект Минфина поставит вне закона некоторые способы пополнения счетов абонентов мобильной связи – например, картами оплаты, предупредили минэкономразвития представители "Мегафона".
Согласно предупреждению отраслевой ассоциации "Национальный платёжный совет", при определении денежных суррогатов Минфином вне закона окажутся даже бонусы тех потребителей, которые предпочитают платить не наличными, а пластиковыми картами, что "может отбросить рынок платежных услуг на несколько лет назад и привести к падению числа безналичных платежей за товары и услуги". Совет предложил узаконить выпуск подарочных карт и сертификатов при участии банков.
Все эти проблемы грозят и интернет-бизнесу, причём ещё в большей степени: в отличие от крупных офлайновых структур, для которых ограничения не выглядят критическими, его представители могут лишиться одного из своих ключевых конкурентных преимуществ, связанных с гибким подходом к осуществлению финансовых трансакций.
Положение усугубляется проблемами доступа на глобальный финансовый рынок в связи с экономическими санкциями. Россия и так может пострадать от международных санкций – например, из-за ограничения доступа к системе расчетов SWIFT, поэтому государство не должно не запрещать финансовые инновации, считает директор по развитию WebMoney Пётр Дарахвелидзе.
Впрочем, отрицательный отзыв Министерства экономического развития не означает, что законопроект будет отложен или хотя бы даже хоть как-то исправлен. Представитель минэкономразвития Елена Лашкина пояснила, что по регламенту Минфин может либо повторно представить на рассмотрение доработанный законопроект, либо внести его в правительство без изменений, приложив таблицу разногласий по проекту.
Существенный недостаток определяет не покупатель, не суд, а продавец или сервисный центр или изготовитель.
существенный недостаток определяется законом... а не продавцом...
Он вообще может не отвечать на незаконное требование.
отвечать необходимо на любое обращение... выполнять или нет - это второй момент Свернуть