АКИТ просит не закрывать офлайн-магазины во время "второй волны"
Ассоциация компаний интернет-торговли обратилась в Роспотребнадзор с предложением не закрывать непродовольственные магазины в случае второй "волны" коронавируса. АКИТ совместно с АКОРТ разработала специальный регламент безопасности, по которому онлайн-магазины будут работать даже в пандемию. Для этого нужно опираться на обеспечение минимальной плотности посетителей.
Главное, считают представители офлайн- и онлайн-ритейла, контролировать количество посетителей в торговой точке, максимально не допускать контакта между ними, обеспечивать всех СИЗами. Сотрудники магазина готовы вызывать правоохранителей в случае, если в магазин зайдет покупатель без маски и перчаток. Сейчас действует другой регламент, по которому главным критерием выступает не плотность посетителей, а размер торгового зала.
В Роспотребнадзоре ответили, что действующий порядок, указанный в уже имеющихся методических рекомендациях службы, стоит сохранить. Если коронавирус вновь разбушуется, закрытие и открытие магазинов также будет происходить в зависимости от торговой площади. Первыми закроются торговые центры.
Никаких гарантий, что закрытия не произойдет, в ведомстве не дали, поскольку решение о возобновлении режима самоизоляции будут принимать региональные власти. Переход от этапа к этапу идет на основе показателей заболеваемости и смертности в субъекте, также учитывается мнение региональных санитарных врачей.
В Минпромторге сообщили, что продолжают диалог с Роспотребнадзором. В ведомстве считают, что массовое закрытие магазинов в случае второй волны недопустимо. Сфера торговли в РФ и так понесла масштабные убытки: наибольшее падение оборота торговли в РФ было в апреле-мае, когда в регионах России ввели карантин.
Прежде всего рухнули продажи непродовольственных товаров, поскольку магазины с этой продукцией были закрыты административным путем, добавили в министерстве. За январь–июль 2020 года продажи всей розницы оказались на 5,8% ниже, чем в аналогичный период прошлого года. При этом оборот продуктовых ритейлеров снизился на 1,9%, а торговли непродовольственными товарами — на 9,4%.
Интернет-торговлю называли бенефициаром карантина: действительно во время режима самоизоляции произошел всплеск интереса к онлайн-покупкам. "Таких катализаторов, как COVID-2019, у нас еще не было никогда в истории и даже по графикам, которые отражают развитие оборотов по месяцам видно, что в те месяцы, когда был COVID, e-commerce вырос ровно в два раза", – сообщил глава АКИТ Артем Соколов.
Но в то же время интернет-магазины также пострадали от закрытия торговых центров, поскольку вместе с ними закрылись и многие пункты выдачи заказов. Некоторые из них, особенно обслуживающие магазины fashion-сектора, не удалось заменить даже курьерской доставкой.
По данным Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), весной этого года непродовольственный ритейл потерял от 50 до 90% оборота.