Сворачивание рекламной модели Яндекс.Маркетом — это стремление к монополии? А изменение политики возврата — желание минимизировать конфликты? Пробуем разобраться
На прошлой неделе прогремели две важные новости: Яндекс.Маркет отказался от рекламной модели и оставил за собой право решать вопрос о возврате товара. Можно ли считать сворачивание рекламной модели желанием установить монополию, а изменение политики возврата — заботой о потребителях? Мы попытались ответить на эти вопросы.
Яндекс.Маркет сворачивает рекламную модель
Эта новость накануне праздников для многих партнеров Яндекса наверняка стала шоком, что и понятно: модель рекламного сотрудничества сильно отличается от сформированной Яндексом модели маркетплейса.
Сама по себе модель, конечно, не нова, но в рамках бизнес-стратегии Яндекса предложенная в ультимативной форме модель — самая жесткая и дающая продавцам наименьшие возможности для маневра, в том числе в определенной степени вмешивающаяся в предпринимательскую деятельность. Что, конечно, некоторыми трактуется как нарушение принципа свободы предпринимательства.
С другой стороны, это изменение в политике можно поставить в один ряд с прошлогодним скандалом вокруг Твиттера, руководство которого заблокировало сообщения президента США Дональда Трампа, и с действиями Youtube, который отказался удалять некоторые видео, противоречащие российскому законодательству, но не противоречащие законодательству, которым руководствуется сама площадка, и, наоборот, разрешать некоторые видео к публикации.
В таком случае возникает вопрос, где располагается граница свободы предпринимательской деятельности. Вопрос это определенно непростой, однако следует учитывать вот что: свобода предпринимательства предполагает, что предприниматель в рамках своего предприятия вправе устанавливать любые правила, которые не противоречат законодательству в месте его регистрации.
Означает это фактически следующее. Модель маркетплейса действительно ограничивает права и возможности конкретных продавцов, которые предлагают товар на этой площадке. Но по сути своей маркетплейс — это большая виртуальная ярмарка, и, как и в случае желания торговать в офлайн-рынке, продавцу приходится подчиняться действующим там правилам, даже если лично вам они не нравятся. Соглашаясь торговать на определенной площадке, вы соглашаетесь с тем, что эта площадка будет каким-то образом ограничивать вашу свободу в обмен на выгоду, которую вы получаете от торговли именно здесь. Со стороны это может выглядеть как формирование монополий, однако это тот выбор между "дикостью и договором", который приходится нести всем цивилизованным обществам. Эта новость, конечно, плоха для конкретных продавцов, но для Яндекса переход к этой политике был только вопросом времени, поскольку продавцов слишком много и учитывать интересы каждого конкретного (или даже группы) у такой большой площадки нет возможности. Для покупателей эта новость, кажется, тоже позитивна: им больше не нужно подстраиваться под разные правила разных магазинов, а все проблемы за них решит посредник.
Возврат товара, проданного через Яндекс.Маркет: с 10 мая решать будет не продавец
Эта новость укладывается в общую парадигму смены политики Яндекса: логично ограничивать возможности отдельных продавцов в областях, которые являются наиболее конфликтными в сфере взаимодействия с покупателем. И возврат товара, расторжение договора, замена товара на аналогичный как раз и относятся к этой категории. Именно в этой категории обычно больше всего проблем, именно из-за таких конфликтов покупатели уходят из магазинов недовольными, а потом оставляют негативные отзывы о работе площадок у себя в соцсетях.
Одним из самых понятных и позитивных по мнению покупателя, кажется, является опыт разрешения споров на больших площадках модели "Алибаба", где владелец площадки обычно встает на сторону покупателя при несоблюдении продавцом формальных требований, а конкретный продавец обладает возможностью оспорить решение владельца площадки, но должен доказать, что тот не прав. Таким образом у покупателя отпадает необходимость самостоятельно доказывать свои права перед продавцом, который не готов пойти на уступки (иногда — вполне законно) и вынуждает покупателя обращаться в суд или Роспотребнадзор, а это тяжело, долго и неприятно для всех участников. Поэтому для покупателя это, опять же позитивная новость, а вот продавцы вполне могут воспринимать ее как очередное наступление на их права и изрядную издержку.
Я бы хотела обратиться к вам с простой, но очень важной просьбой - пройти данную анкету, посвященную Ozon.
❗ https://forms.gle/7xDRvrgXcB85eoX17
5 мин (не больше!)
Анкета обезличена, все данные будут использоваться в НЕкоммерческих целях - а только для написания диплома
Огромное спасибо за отзывчивость! И хорошего всем дня! Свернуть