Сколько сейчас селлеров на WB и Ozon? Сколько ожидается к концу года? Какие регионы в топе по регистрациям? В каких категориях самая высокая конкуренция? Актуальная ситуация
Почти 80% онлайн-заказов, оформленных в 2023 году, приходятся на суммарную долю крупных маркетплейсов. Сколько же селлеров прямо сейчас? Какие категории наиболее популярные у продавцов? Какая часть селлеров — индивидуальные предприниматели? На эти и другие вопросы ответили эксперты Data Insight.
В рамках исследования были использованы два массива данных, собранных в начале октября и начале декабря 2023 года. Таким образом, приведенные в отчете данные показывают "профиль" селлеров по состоянию на начало декабря 2023 г. и его изменение за октябрь-ноябрь того же года.
Сколько сейчас селлеров на маркетплейсах. И какой прогноз на 2024 год
Общее количество активных селлеров на двух ведущих маркетплейсах — 546 тысяч. За октябрь и ноябрь количество компаний, ИП и самозанятых, которые продают свои товары на Wildberries и Ozon, выросло на 34 тысячи (8%).
Текущая динамика базы селлеров позволяет прогнозировать, что за 2024 год количество активных продавцов увеличится более чем в 1,5 раза и к концу 2024 года достигнет 700 тысяч.
Если говорить точечно, то количество активных селлеров за время 4 квартал прошлого года увеличилось на 6% у Wildberries и на 7% у Ozon. Большую долю притока составили продавцы, которые ранее не размещали товары на этих площадках. 6% селлеров Wildberries и 11% селлеров Ozon, которые были активны в октябре, приостановили продажи до начала декабря.
Правовая форма активных селлеров
Основная доля активных селлеров — индивидуальные предприниматели. На них по состоянию на начало декабря приходится 82,5% продавцов на Wildberries и 75% на Ozon. Сильнее всего увеличилось количество самозанятых продавцов на Ozon — прирост 22% за исследуемый период. Прирост остальных групп селлеров на двух маркетплейсах в среднем равен 6%.
Топ-10 регионов по регистрации селлеров
Состав топ-10 регионов по количеству селлеров у Wildberries и Ozon одинаковый (незначительно отличается только порядок регионов ниже 6-го места). В девяти субъектах из топ-10 по количеству лидирует Wildberrie (больше всего разрыв на Кубани), и только в Санкт-Петербурге селлеров Ozon больше.
Распределение селлеров по категориям
Наиболее популярная категория по присутствию селлеров на Wildberries — "Одежда, обувь и аксессуары" (56% активных селлеров начала декабря продают товары в этом сегменте). На Ozon лидирует категория "Товары для дома" — в ней присутствует 50% активных селлеров.
В октябре и ноябре на обоих маркетплейсах наблюдалось сокращение количества категорий на одного селлера.
Так, на Wildberries доля селлеров с товарами только в одной категории выросла на 4 пункта, на Ozon — на 3 пункта. При этом на Ozon выросла и доля селлеров, присутствующих более чем в двух категориях (+2 пункта).
78% селлеров Wildberries, которые были постоянно активны, сохранили количество категорий. Однако более половины из них оказались продавцами с одной категорией, которую они сменили осенью 2023 года. Только 2% постоянно активных селлеров не изменили ни количество, ни состав категорий.
У 77% селлеров Ozon количество категорий не изменилось. Только 3% не изменили количество и состав категорий. Среди продавцов Ozon, которые изменили количество категорий, большую долю составляют те, у которых сократилось количество категорий — 14% от всех активных на начало декабря.