Спам - за и против
В марте 2004 года исполнилось ровно 10 лет с момента отправки того, что теперь принято считать первой коммерческой спамерской рассылкой. Американская юридическая компания Canter and Siegel отправила в несколько Usenet'овских конференций рекламу своих услуг для людей, желающих участвовать в лотерее US Green Card. С этого момента завертелась карусель из миллиардов назойливых писем.
Сегодня спам не ругает только ленивый. Парадокс в том, что этот вид рекламы раздражает, но как ни странно, остается востребованным. Рекламный менеджер фирмы, предлагающий типографские услуги, а заодно периодически заваливающий мой почтовый ящик письмами про "дизайн буклета под ключ", считает услуги спамеров выгодным освоением рекламного бюджета. Также, по понятным причинам, он пожелал остаться неназванным.
"Мы обратились к спамерам три года назад, – говорит он. – Раз в неделю наши рекламные предложения рассылаются по адресам примерно 200 тысячам жителей Москвы и Подмосковья. Причем для нас это стоит всего около 50 у.е. На данный момент мы используем спам лишь для усиления оффлайновой рекламы, но отказываться от него не собираемся".
Правда, до этого заявления менеджер осторожно поинтересовался, зачем я звоню и не раздражает ли меня реклама их фирмы. "Нам ведь неизвестно, кому приходят письма, и читают ли их вообще", – оправдывался пиарщик.
Тем не менее, спам работает, с этим не поспоришь. Для мелких фирм, которым особенно важно минимизировать расходы на вхождение в рекламный рынок, спам – просто находка. Из миллионов получателей коммерческих рассылок так или иначе найдутся те, кому интересны рекламируемые товары и услуги, приглашения на семинары и шоп-туры. Тем более без спама не смогут обойтись компании, осуществляющие незаконные или близкие к этому виды деятельности: распространение платной порнографии и нелицензионной аудио- и видеопродукции и программного обеспечения, в этот же список входят предложения купить нелицензионные базы и другие виды данных или вложить свои деньги в некое "дело", на поверку оказывающееся обычной финансовой пирамидой.
Cпам довольно эффективен и для фирм, торгующих дешёвыми "товарами для всех" или уникальными товарами. То есть, когда менеджеры не знают, кто же будет покупать эту продукцию, поскольку на полноценное маркетинговое исследование нет денег.
Совершенно неприемлем спам, когда речь идет о саморекламе собственно спамерской рассылки или, скажем, дорогой имиждевей продукции, товара пользующегося штучным спросом вроде автомобилей Ферарри. В последнем случае на такую рассылку было бы забавно взглянуть, но не более того, поскольку большинство пользователей почтовых сервисов спам явно мешает.
В частности, в американской компании Doubleclick, занимающейся интернет-рекламой и сопутствующими разработками, считают, что получатели спама значительно "продвинулись" в защите своих ящиков от спама, а борьба с несанкционированными рассылками стала одним из наиболее приоритетных направлений деятельности IT-менеджеров.
Согласно материалам аналитического отчета "Спам: итоги 2003 года", проведенного одним из основателей национальной коалиции против спама, компанией "Ашманов и Парнеры", крупные российские интернет-компании приводят сходные цифры доли спама в общем почтовом трафике.
По данным почтовой службы "Яндекса", доля спамерских писем в почтовых потоках составляет не менее 40%. При этом в отдельную группу выделяются так называемые "рассылки", доля которых может составлять до 20% почтового трафика. Таким образом, общий объем массовой незапрошенной корреспонденции может достигать 60-80%.
По данным почтовых служб "Рамблера" и Mail.ru спам также занимает до 80% почтового трафика. В прошлом году поток низкопробной сетевой рекламы достиг, по мнению специалистов, своего максимального значения за всю историю Сети.
Своего пика достиг и ущерб, причиненный спамом не только простым пользователям, которым приходится оплачивать раздутый трафик и испытывать негативные эмоции, но и рекламодателям, поверившим в обещания спамеров "быстро и недорого продвинуть Ваш бизнес и бренд".
Ни одна крупная фирма, создавшая свой бренд или предлагающая товар, претендующий на "брендовость", не станет пользоваться спамом. Ведь, по сути, серьезная компания, выбравшая в качестве рекламного партнера конфиденциальную контору, ежедневно выдающую "на гора" тысячи непривлекательных электронных листовок, теряет "лицо" и своих клиентов, имеющих право рассчитывать хотя бы на уважение к себе.