Рынок розничной торговли в сети Интернет
Онлайн-торговля – по-прежнему перспективное направление развития российского бизнеса, говорится в исследовании агентства "Интегрум". В 2009 году, несмотря на финансовый кризис, рынок может вырасти на 14%.
Российские предприятия сектора электронной торговли с сети Интернет по праву считались одними из основных лидеров форсированного развития. Высокие темпы роста рынка были обусловлены рядом благоприятных предпосылок, среди которых следует выделить следующие:
-
• Систематический рост базы интернет-пользователей (более 40 млн. по итогам 2008 года)
• Рост обеспеченности и покупательной способности населения в докризисный период
• Увеличение трудовой нагрузки с соответствующим снижением доступного для шопинга времени
Диаграмма 1. Прогнозная емкость интернет-рынка сегмента B2C в России, млрд. долл.
Диаграмма 2. Виды предпочитаемых продуктов, которые приобретают в интернет-магазинах потребители, %
Наиболее востребованными товарами, приобретаемыми в интернете-магазинах стали книги, бытовая техника и периферия устройств для персонального компьютера. Все эти категории обладают достаточно высокой стоимостью, в результате чего обороты ведущих предприятий отрасли достигли существенных значений, измеряющихся десятками миллионов долларов.
К примеру, оборот магазина OZON в первом полугодии 2008 года достиг 45 млн. долл, что означает увеличение в сравнении со вторым полугодием 2007 года на 78%. Всего за полгода интернет-магазином было реализовано около 560 тыс. заказов на 2,4 млн. товаров. 36% оборота компании составляют книги, 30% – фото- и электротехника с мобильными телефонами, 14% – кино, 5% – букинистика и раритеты, 3% – музыка, 12% – прочие товары. В 2008 году в базе покупателей Ozon.ru было зарегистрировано более 2,5 млн. пользователей.
Ежемесячный прирост составляет около 44 тыс. новых регистраций. В среднем за месяц на сайт заходит 2,7 млн. посетителей, просматривающих около 30 млн. страниц.
Диаграмма 3. Интерес пользователей сети Интернет к электронным магазинам в наиболее развитых городах РФ, %
Следует отметить, что характерная для Российской Федерации проблема неравномерного развития инфраструктуры, а также распределения спроса и предложения, отразилась и в контексте данной отрасли. По-прежнему, более половины заказов приходится на Москву и Санкт-Петербург. Структура спроса по остальным городам демонстрирует достаточно низкое внедрение интернет-технологий, а также средств, играющих вспомогательную роль в обеспечении платежеспособного спроса со стороны населения.
По истечении второй половины 2008 года наметилась положительная тенденция, – в связи с реализацией ряда государственных инициатив в части внедрения информационных технологий в регионах РФ. Результатом стало ускорение интернетизации по данным направлениям. Однако, в данный момент рассчитывать на ускоренное развитие рынка интернет-розницы не приходится. Это обусловлено негативным влиянием макроэкономических факторов. Оценивая перспективы рынка следует учитывать более высокую устойчивость сетевых торговых площадок к кризисным явлениям, которая гарантирована следующими специфическими параметрами:
Вывод
Диаграмма 4. Предпочтительные способы оплаты заказов
из интернет-магазинов, %.
Приверженность наличным в качестве основного платежного средства говорит о достаточно слабом развитии рынка B2C в интернет-сегменте. Такое положение дел преимущественно характерно для первого этапа становления рынка, во время которого приоритетные позиции занимает процесс поиска, выбора и резервирования товара, оставляя вопросы доставки и оплаты в качестве второстепенной составляющей. Ситуация могла бы начать выравниваться уже во втором полугодии 2009 г., если бы не негативное влияние макроэкономической конъюнктуры. Однако, при условии выше приведенных конкурентных преимуществ данное направление бизнеса остается перспективным, в том числе и для предпринимателей, исследующих возможности альтернативного инвестирования.