Рынок быстрой доставки продуктов в России: география, покупательское поведение, основные игроки, особенности типов магазинов
Специалисты агентства Data Insight проанализировали российский рынок доставки продуктов. Вчера вы могли прочитать, какой именно ритейлер превзошел остальных по важным критериям, а сегодня поговорим об актуальных тенденциях рынка в целом.
Объем рынка доставки продуктов в 2021 году
Количество заказов в 2021 году достигло 237 миллионов, что на 244 % больше, чем в предыдущем году. При этом объем онлайн-продаж вырос на 159%, достигнув отметки в 329 миллиардов рублей.
География доставки продуктов
Заказ продуктов онлайн доступен во всех российских регионах. В большинстве из них у покупателя есть выбор между несколькими магазинами, которые умеют доставлять продукты на дом. В 20 российских регионах доступен онлайн-заказ продуктов из 10 и более магазинов, входящих в топ-12 по количеству заказов (данные на декабрь 2021).
Интерес к онлайн-доставке продуктов проявляют не только жители Москвы, на которых приходится чуть меньше половины всех онлайн-заказов продуктов, но и жители других регионов. На долю Санкт-Петербурга приходится 15% онлайн-заказов продуктов, на долю остальных регионов суммарно – 39% заказов.
Основные игроки
Рынок доставки продуктов очень сильно концентрирован. На пять магазинов – лидеров рынка приходится три четверти (75%) количества заказов. Это "Самокат", "ВкусВилл", "СберМаркет", "Яндекс Лавка", Delivery Club. Следующие 7 игроков занимают 20% рынка заказов. Еще 4% от общего количества заказов приходится на следующие 12 проектов. Кроме этих лидеров, есть сотни небольших игроков, суммарно они занимают не более 1% рынка eGrocery по количеству заказов.
Магазины и форматы доставки продуктов
У каждого типа магазина есть свои особенности. Они определяют удобство покупок в том или ином формате. Преобладающие форматы покупок для каждого типа магазина зависят от количества доступных SKU и скорости доставки.
Покупательские поведение и паттерны
В таблице можно увидеть, как коррелирует формат доставки с ожиданием покупателей.
Отдельно отметим, что происходит трансформация понятия "экспресс-доставка". Два года назад быстрой считалась доставка заказа в тот же день, сейчас существуют сервисы, доставляющие продукты за 15-20 минут с момента заказа.
72% респондентов отметили, что когда-либо заказывали продукты через интернет. При этом 55% из них совершили по меньшей мере один онлайн-заказ продуктов питания за последние 30 дней
Барьеры и драйверы онлайн-заказа продуктов
Онлайн-заказ стал привычным способом покупки продуктов для трети интернет пользователей. 41% тех, кто заказывает доставку продуктов, делают это регулярно. Онлайн-заказ выбирают, если нет времени идти за покупками (33%), если просто не хочется идти в магазин (33%) или чтобы не нести тяжелые и объемные сумки (28%).
Тем не менее, часть покупателей по-прежнему предпочитает делать покупки в офлайн-магазинах. Они решают, что купить, глядя на полки в магазине (47%), не доверяют посторонним и хотят самостоятельно выбирать для себя продукты (44%). А иногда оказывается, что самостоятельно сходить в магазин быстрее, чем ждать доставку – так считают 25% пользователей, которые не заказывают продукты онлайн.
Причины выбора в пользу онлайна
Барьеры онлайн-заказа
Причины выбора магазина
Решая, где заказать продукты, покупатели чаще ориентируются на ассортимент, чем на скорость доставки. Для них важно, чтобы в магазине присутствовали все привычные продукты, которые входят в список регулярных покупок При оценке факторов, важных при выборе магазина для онлайн-заказа, респонденты отмечали важность достаточного ассортимента в 1,4 раза чаще, чем скорость доставки или стоимость товара и доставки.
Предпочитаемые типы онлайн-магазинов
Более половины (55%) респондентов отметили, что свой последний по времени заказ продуктов онлайн совершили в магазине, который имеет традиционные офлайн точки продаж – напрямую либо через сервис доставки продуктов.
45% заказов приходится на дарксторы, онлайн-магазины без традиционных точек продаж и маркетплейсы. Такой результат свидетельствует о том, большая часть аудитории предпочитает заказывать онлайн привычные продукты в знакомом магазине и готова доверить доставку курьерской службе самого магазина или специализированному сервису.
... Подробнее