Российский рынок B2B: состояние и тенденции развития. Часть 6 - Перспективы
Предыдущая часть: "Проблемы B2B-площадок"
Сегодня лишь немногие российские компании четко понимают, какая модель электронного бизнеса им лучше подходит. Чтобы оценить целесообразность различных моделей B2B, многие традиционные компании в настоящий момент запускают пилотные проекты. Частные торговые платформы, позволяющие осуществлять продажи в режиме онлайн (e-sales), – самая распространенная инициатива на сегодняшний день. Некоторые традиционные компании уже имеют опыт создания внешних сетей (extranets) для существующих и новых клиентов, и им удалось перевести до 75% сделок в режим онлайн. Почти половина крупных российских компаний, в той или иной степени, осуществляют закупки в режиме онлайн (e-procurement), однако их участие ограничивается приобретением офисного оборудования.
Российские разработчики решений смогут предложить более продуманные и серьезные решения, привлекательные еще и тем, что их стоимость значительно ниже западных – от 50 000 до 100 000 тыс. долларов США. С другой стороны, некоторые из российских поставщиков решений войдут в партнерские отношения с западными компаниями. Это позволит объединить российскую специфику ведения бизнеса с четко отработанными системами организации и управления бизнесом.
Для занятия выигрышных позиций на этом рынке компаниям необходимо будет четко определиться, на каком из секторов они хотят действовать. Скорее всего, наиболее успешно будут развиваться онлайновые торговые площадки, имеющие отраслевую фокусировку. Это позволит снизить затраты на привлечении участников и гарантирует создание необходимой бизнес – среды.
Компаниям, начинающим выходить на рынок В2В, следует начинать автоматизацию своих отношений со своими партнерами со снабжения. Зачастую, это оказываются непроизводственные товары как, например, офисное оборудование и расходные материалы, стандартная мебель и хозяйственные товары. Поэтому этот сектор В2В будет активно развиваться не только за счет внедрения систем электронного снабжения на крупных предприятиях, но и за счет вовлечения в процесс большого числа малых и средних компаний.
Как и в Европе, традиционные компании, а не чистые интернет – игроки, будут удерживать инициативу на рынке электронной коммерции в корпоративном секторе. Хотя две трети ранних B2B платформ созданы новыми интернет – компаниями, на очень немногих из них реально совершаются сделки. Некоторым удалось привлечь внимание крупных традиционных компаний, которые в настоящий момент пробуют себя в области электронной коммерции, однако почти все из них выражают явное предпочтение иметь собственные электронные платформы в долгосрочной перспективе.
В ближайшие годы следует ожидать следующих событий в области межфирменной онлайновой торговли:
Заключение
Несмотря на все сложности и неопределенность, традиционные российские компании понимают, что в долгосрочной перспективе электронная коммерция B2B одновременно представляет угрозу и открывает новые возможности. Они видят, как конкуренты делают первые шаги по внедрению B2B и некоторые уже сегодня добиваются значительных результатов. Вследствие этого многие начинают задумываться о необходимости включить B2B в бизнес планы и разработать стратегию электронной коммерции.
Помимо этого, резко возрастет потребность в опытных и энергичных специалистах. Аналитики, консультанты, системные архитекторы, менеджеры, логистики – вот те люди, которые по-прежнему будут определять темпы развития российской B2B отрасли.
Торговые площадки в России находятся в постоянной борьбе за существование и, несмотря на разнообразные попытки повышения доходности, сравнительно немногим из них удается выжить в своей изначальной роли организатора торговли в сети.
Тенденции развития торговых площадок в России в целом соответствуют тенденциям развития торговых площадок на Западе, однако, перспективы развития торговых площадок и электронного бизнеса в России не так радужны как на Западе.
Сможет ли коммерческая часть Рунет развиваться такими же темпами, как презентационная, сказать сложно. Многое, как было сказано выше, зависит от правительства, которое должно отрегулировать некоторые правовые вопросы электронной коммерции, но еще больше от самих бизнесменов, которые должны решиться на серьезную структурную перестройку своего бизнеса. Впрочем, если они не хотят работать в отрыве от мировой экономики, деваться им некуда: на Западе переход на электронные формы бизнеса – дело решенное.
Конечно же, предсказания будущего – дело неблагодарное. Особенно в Российской действительности. Но тенденции быстрого развития онлайновой межфирменной торговли явно просматривается.
Развитие любого рынка всегда требовало времени, упорства и финансов. Будем надеяться, что у российского B2B рынка все это будет.
Данная статья является частью исследования "Российский рынок B2B: состояние и тенденции". В исследовании рассматриваются такие вопросы, как принципы построения B2B-систем, стоимость построения и эксплуатации торговых площадок, оценка рентабельности систем электронной коммерции и многие другие актуальные проблемы. Подробнее ознакомиться с исследованием, а также приобрести его можно здесь: //oborot.ru/order/17