Как должно выглядеть фудтех-приложение в 2024-2025 годах. Актуальные тренды с примерами
Еще пять лет назад фудтех-приложения только набирали обороты, а уже в 2024 году около 3 миллиардов человек в мире регулярно пользуются онлайн-доставкой еды
Влад Кармаков, основатель и CEO компании по разработке мобильных приложений Siberian.pro, разбирает рынок фудтеха, его основные тенденции и выясняет, как угодить пользователям в 2024-2025 годах, разрабатывая собственное приложение.
Фудтех сегодня
Фудтех (FoodTech) в широком смысле — это любые технологии, которые относятся к производству, хранению, приготовлению и доставке еды на всем пути от фермы до обеденного стола. На текущий момент наиболее развитыми направлениями фудтеха являются следующие.
Доставка еды
Российский рынок доставки в 2023 году вплотную подошел к психологической отметке 1 трлн. руб. В эту цифру входит не только доставка готовых блюд, но и околоритейловая доставка продуктов питания и хозяйственных товаров. При этом, если европейский рынок доставки уже близок к насыщению и выходу на плато, в РФ тенденции к росту пока сохраняются.
Автоматизация кухни и ключевых процессов в общепите
В сфере общепита приложения также играют все большую роль. Оптимизация рутинных процессов и исключение человеческого фактора позволяет сократить расходы и поднять маржу заведения.
Типичное приложение в этой категории обладает одной или несколькими из следующих функций:
- POS-системы сами по себе новостью не являются, но сегодня они активно мигрируют в сторону мобильных и веб-приложений.
- Системы eKitchen или Электронная Кухня — это система автоматизации кухни в ресторанах, позволяющая управлять заказами, следить за статусом приготовления блюд и координировать работу поваров. Комплексные системы могут также включать функции управления закупками, складом, инвентаризацией и т.д.
- Управление персоналом — система управления сменами персонала, система мотивации и другие функции.
- Работа с меню. Автоматизация составления меню с учетом остатков продуктов, калорийности блюд, спроса и других факторов.
- Система лояльности — управление скидками, бонусами и персональными предложениями для повышения лояльности клиентов.
- Заказ через QR/Web — это система, позволяющая клиентам делать заказы в ресторанах и кафе через сканирование QR-кода или посещение веб-сайта. Это упрощает процесс заказа, ускоряет обслуживание и снижает необходимость взаимодействия с персоналом.
- Мобильный официант. Приложение для официантов, которое ускоряет прием заказа у гостя. Введенные официантом позиции сразу отправляются на кухонный монитор.
FoodZaps — мобильное приложение для управления кафе или рестораном
Направление автоматизации кухни также активно растет, причем именно за счет перехода от стационарных десктопных и аппаратных решений к мобильным и веб-платформам.
Таков расклад на сегодня. Заказывая разработку приложения, среднестатистический бизнес в сфере ритейл или общественного питания, скорее всего, имеет в виду именно эти два направления. Именно они будут играть ключевую роль и дальше. Однако есть интересные тренды, которые следует иметь в виду уже сегодня, чтобы завтра не оказаться в числе догоняющих.
Тренды мобильных приложений в FoodTech 2024-2025
В контексте тенденций рынок фудтех-приложений не уникален. Элементы искусственного интеллекта и всевозможные интеграции задают общий тон и формат дальнейшего развития этой области. Но есть и свои нюансы.
Персонализация
Рекомендательные системы в приложениях для заказа еды уже никого не удивляют. Однако прорыв произошел благодаря доступности AI/ML-систем. Приложения теперь не просто собирают статистику прошлых заказов, банально предлагая пользователю то же, что он заказывал раньше. Теперь AI анализирует весь объем поступающих в систему заказов, находит закономерности и рекомендует каждому клиенту то, что ему может понравиться.
И это работает! Помимо прямого повышения продаж новых блюд, такая функция еще и повышает лояльность пользователя. Клиентам приятно осознавать, что приложение угадывает их предпочтения при выборе еды, и чем лучше оно это делает, тем вероятнее, что человек продолжит им пользоваться.
Приложение Foodbud с помощью AI подсказывает людям с аллергией и придерживающимся диеты, где заказать еду, которая гарантированно им подойдет
Мгновенная доставка
Еще один тренд последних лет: доставка готовых блюд или свежих продуктов за 30 минут. По статистике, почти три четверти опрошенных называют скорость доставки одним из ключевых факторов удовлетворенности. Решающую роль здесь играют отлаженные системы логистики и управления доставкой, где приложения незаменимы.
"Самокат". Де-факто лидер в этом сегменте
Конечно, одним приложением тут не обойдешься. Реализация мгновенной доставки требует полного пересмотра логистических механизмов и самого подхода к организации процесса доставки. Однако при пристальном рассмотрении приложения оказываются востребованы на каждом этапе:
- Альтернативные методы доставки: электрические или гибридные автомобили, велосипеды, беспилотники. Приложения помогают оптимизировать их работу.
- Локальные распределительные центры помогают сократить расходы на доставку "последней мили". Такие центры имеют небольшие площади поэтому требуется тщательный мониторинг запасов, оптимизация комплектации заказов и координации доставки. Здесь мобильные приложения, оснащенные искусственным интеллектом, анализируют данные о продажах и поведении покупателей, чтобы прогнозировать спрос и помочь оптимизировать запасы.
- Наем работников доставки по требованию. Например, Яндекс Еда автоматически адаптирует ставку курьеров в часы пик или в слабо охваченных районах.
- Внедрение вариантов самовывоза: клиентам предлагается возможность забирать заказы в камерах хранения, постаматах или магазинах-партнерах, а приложения распределяют и оптимизируют доставку.
Food Science
Food Science — это важный тренд, который представляет собой целое прикладное научное направление, объединяющее биохимию, микробиологию, физиологию и другие научные дисциплины. Пищевая наука изучает природу пищевых продуктов: их создание, переработку, утилизацию, хранение и потребление.
Элементы Food Science используются в мобильных фудтех-приложениях преимущественно для контроля качества.
Например, можно бесконтактно(!) и массово определять заражение продуктов кишечной палочкой или клостридиями. Довольно актуально в свете недавних событий, не так ли? Нужен лишь датчик ближнего ИК-излучения и приложение, способное обработать эти данные.
Существуют решения для быстрого контроля состояния фруктов и овощей. Работает это так: сотрудник с помощью приложения фотографирует ящик помидоров, а приложение автоматически подсчитывает сколько из них зрелые, каков средний диаметр помидора в партии из нескольких ящиков, находит и отмечает повреждения кожицы, и т.д. Здесь же в приложении можно оформить приемку партии или, наоборот, отказаться от нее, если объем брака слишком большой.
Clarifruit — приложение для быстрого контроля качества продуктов
AgTech, или Сельскохозяйственные Технологии
Следующий тренд — агротехнические приложения. В России они пока не сильно распространены. Во всяком случае, среди частных фермерских хозяйств. Гигантов вроде "Мираторга" в расчет не берем. Между тем простор для инноваций здесь очень широкий.
- Мониторинг урожая: отслеживание состояния урожая, стадий роста и производительности.
- Интеграция погоды: включение прогнозов погоды и оповещений для орошения, борьбы с вредителями и сбора урожая.
- Контроль качества почвы: предоставление информации о текущем состоянии почвы, ее плодородности. На основании этих данных фермер получает рекомендации, как улучшить качество почвы.
Приложение Farmdok помогает управлять посевами, анализировать состав почвы и рост урожая
Система Aerobotics интегрирует GPS-навигацию и системы орошения для автоматического управления поливом. Размер фруктов оценивается автоматически и попадает в сводную статистику с визуализацией по полям
Plantix — приложение для выявления заболеваний растений с помощью нейросети
В России мобильные приложения в сельском хозяйстве — это пока непаханная тема. Но потенциал огромный.
Безопасность продуктов и соответствие нормам
Сам по себе контроль безопасности еды — это, конечно, не новость. А вот использование приложений для автоматизации такого контроля — это современный тренд.
Что именно здесь имеется в виду:
- Отслеживание партий. Контроль над формированием партий продуктов и трекинг путей их поставки. В России многие товарные группы можно отследить через национальную систему цифровой маркировки "Честный ЗНАК". Более того, номенклатура товаров, для которых маркировка и ее контроль обязательны, все время расширяется.
Приложение "Честный ЗНАК. Бизнес"
- Соблюдение нормативных требований. Интеграция с нормативными требованиями для обеспечения безопасности и качества продуктов питания. Например, автоматический контроль соблюдения требований товарного соседства.
В ритейле есть Imredi — универсальное решение для автоматизированного отслеживания всего разнообразия стандартов. А в фудтехе такого решения пока нет
- Контроль свежести и качества сырья. Например, срок годности можно проверять, просто считывая штрихкод товара. Есть и более интересные решения, например, Clarifruit, о котором говорилось выше.
В тренде также решения для контроля условий транспортировки, хранения и приготовления еды.
Одна из функций системы управления заказами Jolt — получение данных с духовки или температурного щупа и согласование полученного значения с технологической картой блюда
Интеграция с IoT
Возможно именно ваш холодильник в интернет пока не выходит, но в целом это активный тренд в фудтехе. Использование IoT расширяет возможности приложений за счет интеграции с внешними устройствами — весами, холодильниками, термодатчиками, фотокамерами и даже целыми полуавтоматическими или автоматическими складами.
Интернет вещей минимизирует участие человека в таких процессах, как контроль условий хранения, своевременная закупка, контроль условий приготовления и качества готового блюда.
Приложение Alsense консолидирует в одном месте информацию о температурном режиме витрин, полок и складов и выводит предупреждение, если условия хранения нарушены
AI/ML технологии
Использование технологий искусственного интеллекта и машинного обучения будет расширяться. Фудтех в этом мало отличается от других направлений.
В целом, использование AI я бы разделил на две категории. Первое направление — это интеграция языковых моделей в приложение: как в чисто текстовом виде, так и с голосовым управлением.
Получается вполне себе киберпанк: пользователь говорит приложению "Хочу на ужин мою любимую пиццу", а приложение само формирует необходимый заказ с доставкой к нужному времени по адресу пользователя.
Подобные решения реализованы у Grubhub, Uber Eats и Яндекс.
AI-ассистент Uber Eats предлагает варианты недорогих острых блюд
Второе направление — интеграция AI технологий на базе обученных ML-моделей в те или иные бизнес-процессы: выращивание и сбор овощей и фруктов, приготовление пищи, хранение, оценка качества, доставка и т.д. Некоторые примеры такого использования я приводил выше.
Даже если просто перечислить возможные области применения AI в фудтехе, список будет длиной как вся эта статья. Вот лишь некоторые:
- Предиктивные системы обслуживания оборудования — тренируем нейросеть, используя два сета: фотографии продукта в исправном пищевом оборудовании и в неисправном. За счет этого обнаруживаем неисправность до того, как это нанесет серьезный ущерб качеству блюд и репутации предприятия. Подобные решения уже давно используются в "тяжелых" областях, а сегодня добрались и до фудтеха.
- Оптимизация процессов приготовления пищи. Генеративные системы и ML-модели способны успешно оптимизировать процессы и поддерживать их в оптимальном состоянии для получения неизменного качества готового продукта.
- Контроль качества блюд. Сотрудник, ответственный за контроль качества, фотографирует приложением готовое блюдо, а AI рассказывает, все ли с ним хорошо. Можно и без сотрудника, если камера установлена прямо над кухонным столом и синхронизирована с приложением.
- Анализ предпочтений аудитории. В 2022 году американский гигант Campbell's успешно вывел таким образом на рынок два новых продукта. Проанализировав аудиторию бренда, AI предсказал рост интереса к острым блюдам и блюдам, приготовленным на аэрогриле.
- Оптимизация цепочки поставки. Например, итальянский бренд пасты Barilla использует AI именно в этих целях.
- Контроль безопасности на пищевом производстве. AI-системы способны определять потенциальную опасность пищевой продукции по содержанию в ней бактерий или продуктов, как через интеграцию с датчиками, так и визуально.
Немного особняком стоит компьютерное зрение. Здесь сливаются сразу три важных тренда фудтеха: IoT, ML и AI. Ключевые направления развития здесь такие:
- Роботизированная доставка. В 2023 году смотреть на заблудившихся роботов Яндекса было смешно, но, поверьте, еще через пару лет смешно будет роботам.
Приложение Delivers.AI для заказа товаров роботом-доставщиком
А это аналогичное решение от Яндекса
- Контроль качества. Сюда входит и уже упоминавшийся фотоконтроль, и кассы самообслуживания в столовых, распознающие блюда на подносе и автоматически подсчитывающие стоимость заказа, и системы контроля гигиены сотрудников. В последнем случае AI-система анализирует картинку с камеры и обнаруживает, например, сотрудника на кухне без головного убора.
Робот-кассир в столовой Сбербанка
- Визуальная аналитика. OCR-система вкупе с обученной моделью может распознавать калорийность блюд, содержание в них питательных веществ и даже предсказывать вкус. О быстром контроле качества поставки я уже упоминал выше.
Собственное приложение вместо маркетплейса
Еще один актуальный тренд, хотя, возможно, и не ведущий к таким долгоиграющим последствиям, как использование искусственного интеллекта.
Суть тренда в том, что фудтех-индустрия, когда-то с радостью ворвавшаяся на маркетплейсы за прибылью, сегодня стремится диверсифицировать риски и переманивает аудиторию на собственные приложения. Либо в эксклюзивном режиме, либо, во всяком случае, параллельно с использованием приложений агрегаторов.
При всех достоинствах маркетплейсов, у них есть и весомые минусы. Ключевой — покупатели, которые приобретают ваш товар на торговых площадках, на самом деле не являются вашими клиентами. Все они — клиенты маркетплейса. С такой не принадлежащей вам аудиторией сложно работать, ее сложно детально анализировать, практически невозможно создавать целевые маркетинговые предложения и т.д.
Ну и опять же, единственный канал продаж — это потенциальный риск мгновенно выйти из бизнеса, если что-то пойдет не так. Например, если фуд-маркетплейс по примеру Wildberries начнет вводить штрафы с продавцов за твердые бифштексы или теплый молочный коктейль. Вероятность крайне мала, как говорится, но все-таки.
Что это такое? Ответы на какие вопросы можно получить? И как выбрать эффективные форматы опросов? Об этом рассказывают эксперты компании SplitTest.... Подробнее