Как выбрать партнера по логистике в Китае: что нужно знать о рынке, какие вопросы задать на первой встрече и как везти товар
Как известно, многие российские коммерсанты закупают товар в Китае. Часть из них приобретают продукцию у производителя и везут с помощью местных логистических компаний.
Как обстоит ситуация на китайском логистическом рынке прямо сейчас? Как подготовиться к первой встрече с потенциальным партнером? Как не попасть на мошенников? Что с документами, сроками и ценами?
Обо всем этом рассказывает Сергей Шмиговский, заместитель генерального директора ж/д-оператора ModernWay. Компания находится на рынке логистики 14 лет, имеет обширную сеть офисов/представительств как на территории РФ, так и в других странах: КНР, Узбекистан, Казахстан.
Какие компании есть на рынке
В настоящее время рынок логистики характеризуется нестабильностью из-за многих факторов. Ключевым является снижение интереса китайских партнеров к российскому рынку из-за санкций, в связи с чем они стали больше ориентироваться на рынки Европы и США. Перевозка же контейнеров в РФ стала выполняться по остаточному принципу. Так, возник дефицит планов на отправку поездов в Россию, а поскольку спрос на доставку груза остался на прежнем уровне, стоимость транспортировки выросла
Также китайские и российские логистические компании сталкиваются со сложностью возврата порожних контейнеров из РФ в Китай, что повышает издержки на их хранение в России и стоимость возврата. Это, безусловно, является негативным фактором. Тарифы на перевозки между Россией и Китаем растут ежемесячно, сроки доставки увеличиваются.
Некоторые китайские производители предлагают своим покупателям также и услуги по доставке груза до склада клиента через свои партнерские транспортные компании. С одной стороны это избавляет клиента от поиска различных вариантов доставки. С другой — клиент может столкнуться с такими нюансами, как непрозрачная стоимость перевозки (так как она будет включена в стоимость товара), невозможность выбора маршрута, отсутствие регулярного обновления статуса местонахождения груза, задержки в предоставлении транспортных документов, необходимых для таможенного оформления. Поэтому для оптимизации возможных расходов и контроля при транспортировке груза лучше заняться поиском транспортной компании самостоятельно.
В целом, на рынке логистики работает много компаний, предоставляющих сервис по доставке грузов из КНР в РФ как автомобильным и железнодорожным транспортом, так и используя мультимодальный сервис "море+железная дорога" через порты Дальнего Востока и Санкт-Петербурга. К таким организациям относятся, например, морские линии, железнодорожные операторы, экспедиторские компании.
Первые два вида компаний непосредственно обеспечивают перевозку грузов с определенных портов или станций, используют собственное оборудование для предоставления услуг, имеют возможность согласования специальных условий по требованию клиента. Преимущества взаимодействия с ними — низкая ставка, перспектива развития новых направлений, оперативное получение информации о местоположении контейнера и его состоянии.
Экспедиторские компании, в свою очередь, являются посредниками между конечным потребителем услуги и морскими линиями, железнодорожными операторами. Они аккумулируют в себе разные сервисы и не имеют собственных мощностей. К плюсам сотрудничества с ними можно отнести возможность использования различных услуг на каждом плече перевозки, взаимодействуя только с одним менеджером экспедитора. Ставка при этом будет дороже.
В последний год на рынок активно выходят экспедиторы (агенты), которые находятся в КНР и предоставляют услуги по перевозке товаров. Однако при работе с ними происходят ситуации, когда, отдав свой груз такому экспедитору, клиенты не получают информацию о местонахождении товара, сталкиваются с проблемами при оформлении документации на границе. Это, в свою очередь, влечет дополнительные расходы и может привести к конфискации груза на границе и, соответственно, большим убыткам для импортера (собственника груза).
Причинами таких ситуаций могут быть:
- отсутствие технической возможности отслеживания движения контейнера по РЖД, и, как следствие, информирования клиента;
- отсутствие информации касательно требований к оформлению документов со стороны российских брокеров и таможни, что приводит к ошибкам в документах и проблемам на границе.
Как не ошибиться в выборе партнера. Какие вопросы задать
Для выбора надежного партнера по логистике необходимо обращать внимание на следующие моменты.
Во-первых, нужно изучить опыт, который имеет компания по перевозке груза различными видами транспорта. Для этого нужно, например, провести очную встречу с представителями компании для уточнения ее специализации, проверить надежность и финансовую устойчивость через запрос специальной документации, узнать больше об этой компании у других представителей рынка, которые могли с ней сотрудничать, а также уточнить, в каких странах есть представительства логистического оператора.
Во-вторых, следует посмотреть, как долго эта компания находится на рынке логистики, какие отзывы оставляли ее клиенты, с какими партнерами работает и какие крупные проекты осуществляла.
В-третьих, очень большим плюсом является наличие у контрагента собственного оборудования (автомобили, контейнеры, платформы).
В-четвертых, важно, чтобы компания имела штат квалифицированных сотрудников, особенно в тех странах, откуда перевозится товар.
Какие именно вопросы стоит задавать на первой встрече, чтобы идеально организовать поставки?
Цены и дополнительные услуги
Зачастую коммерческие предложения китайских компаний представлены в электронном письме без какой-либо детализации тарифов. Поэтому важно уточнять, какие именно услуги включены в эти ставки, например, входят ли в них прекерридж (доставка груза от места его получения до места погрузки перевозчиком на основное средство транспортировки), локальные расходы, оформление экспортных деклараций и т.д.
Также важно помнить, что ставка зависит и от маршрута следования. К примеру, для перевозок из Китая в страны Европы в ставку закладывают все услуги, включая терминальную обработку по прибытии. А для грузов в РФ такие услуги в тариф агентами не включены. Эту особенность важно знать, но не каждая китайская компания сможет это пояснить и вовремя проинформировать.
Валидность ставки также зависит от вида сообщения. Например, если мы говорим о мультимодальных перевозках, то тариф фиксируется не более чем на две недели, а в период высокого сезона может меняться почти каждые 2-3 дня. Ставки на прямые железнодорожные перевозки более стабильные и обычно фиксируются на определенный период, но в высокий сезон изменения могут происходить намного чаще.
Сроки доставки
Китайские логистические операторы обычно указывают транзитные сроки, причем довольно приблизительные. Как правило, никаких гарантий их соблюдения сроков они не предоставляют. Есть ориентир для клиента при планировании перевозки — это среднее транзитное время, которое допустимо для каждого вида сообщения. Однако фактический срок будет зависеть от множества обстоятельств: политические, экономические изменения, неспособность инфраструктуры обеспечивать резкий рост объема перевозок.
Обслуживание клиентов
Необходимо уточнить, как часто компания информирует о местонахождении груза, в какой момент предоставляются транспортные документы, как осуществлять коммуникацию с сотрудником при возникновении форс-мажорной ситуации в вечернее время и в выходные дни. А в настоящий момент очень важно обратить внимание на возможность оплаты услуг в российских рублях во избежание дальнейших проблем с проведением транзакций и последствий неоплаты услуг.
Гарантии безопасности, страхование грузов
Как правило, китайские компании не страхуют грузы клиентов, так как у них нет контрактов с российскими страховыми компаниями. Поэтому этот момент важно уточнить перед началом сотрудничества, иначе это бремя ложится на плечи клиента.
Еще один важный важный момент — наличие представительства в России
В этом случае клиент юридически будет более защищен, чем при заключении договора с компанией в китайской юрисдикции.
Как правильно оформить документы: какие именно документы должны быть, нюансы
Как правило, для любой перевозки, независимо от вида транспорта, со стороны клиента предоставляются коммерческие документы: инвойс и пакинг по грузу. На их основании компании оформляют товарно-транспортные накладные, которые будут сопровождать груз на всем пути его следования (например, ж/д накладная или СМГС, коносамент, ЦМР и другие). Важно отметить, что инвойсы и пакинги, как правило, оформляются грузоотправителями на китайском либо английском языках.
В случае оформления таможенного транзита на пограничных переходах для российского брокера требуется предоставление данных о товаре на русском языке. Для решения проблемы принято использовать унифицированный документ – инвойс-спецификацию, где данные указаны на русском языке со стороны брокера клиента (это приоритетно для прямого ж/д).
Важно помнить про документы для особой группы товаров, подлежащей ветеринарному, фитосанитарному и иному виду контроля. В таком случае, помимо вышеперечисленных документов, груз должны сопровождать соответствующие сертификаты соответствия в оригинале, в редких случаях отсканированные варианты согласно законодательству страны, куда следует товар.
Документы должны оформляться строго по образцам, содержать полную информацию о грузе (количество мест, вес, стоимость).
Опытная компания помогает при оформлении документов, может направить их на предварительную проверку, которая осуществляется на границе, и в случае выявления ошибок, неточностей, сообщить об этом клиенту. Таким образом до отправки груза из КНР грузополучатель может скорректировать документы, чтобы избежать задержек при таможенном оформлении на границе либо по прибытии на станции назначения.
Список необходимых документов:
- Упаковочный лист
- Инвойс с условиями поставки
- Поручение на перевозку
- Экспортная декларация от производителя
- Коносамент, СМГС, CMR, AWB
- Транзитная декларация
- Таможенная декларация
Как везти товар. Какой вид транспорта выбрать и по каким критериям
Задача логиста – подобрать наиболее подходящий для клиента маршрут как по стоимости, так и по срокам доставки.
Например, сейчас наблюдается увеличение объема грузоперевозок из Китая через порты Дальнего Востока, что в свою очередь влияет на стоимость доставки, на время обработки контейнера в порту и его постановки на железную дорогу для дальнейшей транспортировки до станции назначения.
Что касается тарифов на мультимодальные перевозки, то на данный момент они следующие. В зависимости от порта отправления морская перевозка из основных портов Китая до Владивостока стоит 2500-2900 USD за 20 GP (стандартный сухогрузный контейнер), 3800-4950 USD за 40 HQ (стандартный сухогрузный контейнер с увеличенной высотой). В зависимости от порта и веса контейнера железнодорожная поставка от Владивостока до станции назначения в РФ составляет 160 000-250 000 руб. за 20 GP и 250 000-410 000 руб. за 40 HQ.
В связи с дефицитом подвижного состава значительно увеличен срок ожидания погрузки контейнера на ж-д-платформу, что сильно влияет на общий транзитный срок. В настоящее время он составляет 50-60 дней с момента погрузки товара грузоотправителем и доставки до дверей склада грузополучателя. Таким образом, в случае необходимости доставки срочных грузов надежнее использовать прямое железнодорожное сообщение.
Однако важно понимать, что стоимость железнодорожной отправки прямыми ускоренными поездами через сухопутные пограничные переходы выше мультимодальной. К примеру, сейчас она начинается от 8 000 USD за перевозку 40 HC от станции отправления в Китае до станции назначения в Московском регионе РФ.
Ориентировочные сроки доставки сейчас составляют 35-45 дней с момента погрузки контейнера грузоотправителем.
Также в настоящее время КЖД значительно ограничивает планы по отправке контейнерных поездов от станции отправления до пограничного перехода, что вызывает скопление грузов у заводов-изготовителей товара.
В связи с увеличением сроков доставки железнодорожным и морским транспортом компании чаще предлагают своим клиентам доставку товара автомобильным транспортом из КНР в любую точку РФ. Автодоставка является альтернативой для очень срочных грузов, где транзитное время важнее ставки. Тарифы выше мультимодальной и прямой железнодорожной перевозки и зависят от груза, маршрута следования и других параметров. Учитывая тот факт, что сроки ожидания прохождения пограничных переходов для автотранспорта сейчас намного меньше, чем ожидание перегруза контейнеров на российские платформы, клиент может выиграть за счет транзитного срока.
Однако ситуация на границе постоянно меняется и предугадать ее развитие практически невозможно.
Таможенный пункт в городе Манчжурия в 4 км от России. Через город проходит около 60 % всего экспорта Китая в Россию
При выборе вида транспорта следует учитывать и местонахождение склада грузоотправителя. Например, если груз находится в Сиане, то нецелесообразно его вести до морских портов. Оптимальным выбором в данном случае будет отправка железнодорожным или автомобильным транспортом. Также нужно обратить внимание на сезон тайфунов. Например, в Китае он начинается в июле и заканчивается к октябрю, достигая пика в августе. В это время вполне вероятны переносы выходов морских судов при приближении непогоды. А весной возможны размывы железнодорожных путей и автодорог из-за внезапно наступившей оттепели как на территории России, так и в северных регионах Китая.
Выбор транспорта зачастую зависит не только от стоимости и сроков, но и от типа груза. К примеру, самый требовательный в этом отношении транспорт – прямые контейнерные поезда.К перевозке в них запрещены опасные грузы; грузы, содержащие масла и иные жидкости; косметические товары; батарейки и аккумуляторы, а также грузы их содержащие и др. Этот запрет обусловлен серьезными последствиями в случае форс-мажорных обстоятельств, аварии и т.д. Такие товары могут перевозиться иными видами транспорта по предварительному согласованию с перевозчиком и при предоставлении необходимых документов.
В условиях дефицита порожнего подвижного состава для перегруза и дальнейшей транспортировки на станцию назначения на сухопутных пограничных переходах очень важно, чтобы компания-перевозчик имела договоры с многими собственниками подвижного состава. Это позволяет минимизировать общий транзитный срок. Эту информацию клиент всегда может запросить у своего подрядчика-исполнителя перевозки. Потребителю услуги не обязательно знать названий компаний-партнеров, но очень важно обсудить их реальные технические мощности, чтобы понимать возможные варианты в случае возникновения форс-мажорных ситуаций.
Важно не только найти перевозчика, но и суметь выстроить с ним доверительные и прочные отношения, стать реальными партнерами. Бывают ситуации, когда клиент, который давно работает с экспедитором, получает новое привлекательное предложение. В этом случае не стоит торопиться принимать его – лучше обсудить вопрос со своим подрядчиком. Возможно, он сможет подготовить специальные условия или объяснит все неочевидные нюансы нового предложения. Поэтому так важно строить диалог на доверии.
... Подробнее
1. Невозможно сколь-нибудь быстро связаться с поддержкой, тем более нет телефона.
2. Сайт самостоятельно от имени хозяина средства размещения отправляет гостям сообщения, как-будто это хозяин что-то пишет. Причём собственники средств размещения даже не знают, что они о чём-то "общаются" с гостями. Невозможно нормально отредактировать информацию о своём средстве размещения.
3. На все запросы служба поддержки просто "отпинывает" и затягивает время ответа. А после того как они уже не захотели решать вопросы - они с радостью удалят ваш аккаунт без возможности ещё раз обратиться в службу поддержки ....
Абсолютно неадекватные сервис, который берёт деньги гостей "ни з что". Свернуть
Свернуть