Стоит ли сейчас открывать ПВЗ: преимущества и недостатки, затраты на содержание, окупаемость
Пункт выдачи заказов — распространенный бизнес, рост которого обеспечивается популярностью маркетплейсов. Согласно исследованию DataInsight, 56% опрошенных пользуются самовывозом всегда или чаще всего, а никогда его не используют только 7%.
Но насколько выгодно открывать ПВЗ в условиях высокой конкуренции и регулярных изменений в правилах маркетплейсов? О каких затратах на содержание пункта следует помнить? И как ПВЗ может зарабатывать на дополнительных услугах? На эти и другие вопросы отвечает начальник управления партнерской сети DPD в России Ирина Зильберберг.
Преимущества и недостатки открытия ПВЗ
Cамовывоз имеет ряд преимуществ и для логистов, и для самих пунктов выдачи заказов, помимо роста трафика на точке:
- Возможность управлять себестоимостью доставки через ее консолидацию. Сложившаяся на рынке структура тарифа для сетей пунктов выдачи заказов: каждый "стоп" оплачивается отдельно + доплата за вес либо за количество посылок.
- Гибкость в объемах по сравнению с доставкой "до двери". В пиковые дни крупный ПВЗ может выдавать в день до 5 000 посылок, "малышки" c самым простым помещением и одним сотрудником — до 300 посылок. Статистика по ПВЗ говорит при этом о средней нагрузке в 2 000 и 100 посылок соответственно.
- Возможность кооперации с другими службами доставки на одном пункте выдачи или подключения ПВЗ вместе с другим бизнесом. Данное преимущество особенно важно для тех, кто решил открыть ПВЗ.
Теперь перечислим основные сложности и недостатки, о которых важно помнить перед открытием ПВЗ:
- Зависимость от условий маркетплейсов. В данном контексте предприниматели чаще всего жалуются на низкие тарифы (процент от оборота пункта, который забирает себе владелец точки) и регулярные штрафы. При этом изменения в правилах площадок зачастую происходят в одностороннем порядке. Также важно помнить и о рейтинге ПВЗ — если он падает, то маркетплейс может ограничить выдачу заказов или полностью ее заблокировать.
- Зависимость от места открытия и арендодателя. Одним из самых важных факторов успеха ПВЗ является место его открытия – в густонаселенном районе при отсутствии других ПВЗ можно получить неплохую прибыль. Однако следует помнить, что в любой момент в этом же месте может открыться другой пункт, забрав часть выручки.
Также, если вы арендуете помещение, то вы становитесь зависимым от собственника, который может его продать, либо повысить стоимость аренды. - Высокая конкуренция. На сегодняшний день на рынке ПВЗ очень высокая конкуренция как между маркетплейсами, так и между пунктами одного бренда. Поэтому при открытии пункта выдачи нужно тщательно все проанализировать, чтобы не остаться в минусе.
Количество ПВЗ OZON на севере Москвы
- Сложность прогнозирования дохода. На успешность ПВЗ влияет множество факторов: численность населения района, платежеспособность, процент выкупа, наличие поблизости других пунктов выдачи, изменения условий маркетплейса. Как отмечают большинство действующих предпринимателей, средний срок окупаемости составляет от 3 до 10 месяцев. При этом нужно помнить о том, что существуют пункты, которые так и не выходят на окупаемость.
- Работа без выходных. Для поддерживания высокого рейтинга и уровня сервиса пункт выдачи должен работать ежедневно не менее 10-12 часов.
Примерные затраты на содержание и окупаемость ПВЗ
Затраты на содержание самого скромного пункта выдачи составляют порядка 65 тысяч рублей в месяц: аренда помещения площадью 5-6 кв.м, зарплата одного сотрудника, налоги, коммунальные платежи. К этой сумме добавим затраты на ИТ, покупку необходимой мебели и оборудования. Среднее вознаграждение, которое выплачивает логист владельцу ПВЗ за выдачу посылки, составляет 30-35 рублей.
У маркетплейсов система оплаты иная — она зависит от стоимости товара и доходит до 3% от его цены. Если хотите рассчитать примерную прибыль точки ПВЗ, то можете воспользоваться, например, калькулятором Wildberries.
Калькулятор дохода ПВЗ от Wildberries
В целом, чтобы пункт выдачи был прибыльным и вышел на самоокупаемость через 3-6 месяцев, нужно обеспечить ежемесячный объем выдачи в 2 000 посылок. Данная задача решается тремя разными способами:
1. Пункт выдачи сотрудничает с несколькими службами доставки или маркетплейсами
Распространенный подход, который также позволяет обеспечить широкое географическое покрытие.
2. Пункт выдачи работает в розничной точке параллельно с другим бизнесом владельца
Вот что говорит один из партнеров DPD в России. Ефим Пиратинский, владелец "Мир Фото" и сети пунктов выдачи в Екатеринбурге:
Мы начали сотрудничество по выдаче интернет-заказов будучи крупнейшей сетью фотосалонов в Свердловской области. В конце 2000-х наша отрасль столкнулась с существенным падением продаж в связи с приходом цифровых технологий в сферу фотографии. Мы искали новые направления, и в 2010 году выдача интернет-заказов стала новым этапом в развитии нашей компании. Нашим ключевым преимуществом была разветвленная сеть отделений, присутствие практически в каждом микрорайоне города, что позволило нашим партнерам сразу обеспечить широкое покрытие территории пунктами выдачи. Через некоторое время мы столкнулись с проблемой нехватки площадей для хранения посылок — наших 10-15 кв.м стало недостаточно.
В настоящее время в составе нашей сети имеются ПВЗ площадью 50-100 кв.м, в том числе около 30 работающих под крупными брендами. При этом с 2019 года выдача интернет-заказов стала основным направлением деятельности компании.
3. Пункт представляет собой отделение службы доставки, которое зарабатывает не только на обработке, выдаче и приемке посылок, но и на других логистических сервисах.
Третий вариант развития сейчас представляется наиболее перспективным. И данные DPD, и исследования Datainsight показывают, что у большинства покупателей есть привычка забирать заказы из определенных, уже знакомых точек выдачи. У 43% респондентов исследования, проведенного в России, есть несколько точек выдачи, в которые они стараются заказывать доставку из разных магазинов. Абсолютному большинству покупателей (87%) хватает удобных по расположению точек выдачи.
Как еще может зарабатывать ПВЗ
Чтобы вновь открытый ПВЗ представлял интерес для пользователей и привлекал дополнительный трафик, он должен предлагать пользователям дополнительные сервисы.
- Прием заказов и их упаковка. Сегмент C2C-торговли демонстрирует бурный рост. Так, по данным DataInsight, только за 2021 год объем рынка С2С увеличился на четверть и составил 1,3 трлн рублей. Стоит учитывать, что торговля между физлицами предполагает возможность не только забрать, но и отправить товар в шаговой доступности.
- Примерка и проверка работоспособности приборов. Все это также необходимо для торговли между физлицами.
- Услуги распределительного центра для логистических служб. Логисты стремятся оптимизировать процесс доставки и повысить уровень сервиса. Так, можно разрабатывать схему, при которой посылки могут быть доставлены до ПВЗ, ближайшего к адресу получателя, а уже оттуда — до двери клиента в согласованные и удобные для него интервалы.
На что следует обратить внимание при открытии пункта выдачи заказов
Перечислим основные моменты, которые важно продумать заранее.
1. Охранная зона
У большинства служб доставки есть так называемые "охранные зоны" — территории, на которой уже работают ПВЗ и где новые ПВЗ не планируются к открытию. Таким образом, при открытии ПВЗ необходимо узнать, где поблизости есть конкуренты.
2. Приоритетные города/регионы развития
Если служба доставки делает фокус на ПВЗ в каком-то городе, то условия для открытия могут быть более привлекательными. Например, можно развивать региональную программу, делая акцент на ПВЗ в городах 100-500 тысяч населения, где офлайн-магазины представлены менее полно, чем в крупных городах. Таким образом, логисты становятся не просто оператором доставки, а частью цепочки продаж.
3. Штрафы и бонусы
У каждой службы доставки есть своя система штрафов и поощрений. Как правило, оценивается своевременность обработки посылок, оценка тайных покупателей, отзывы на геосервисах, оценки в приложениях.
4. Время на обработку посылки
У всех служб доставки разные приложения и от оператора требуется разное время на обработку посылок в операционной системе.
5. Часы работы и необходимое количество операторов
Получатели в крупных городах привыкли, что пункт выдачи работает ежедневно не менее 12 часов в день, в таком случае одного оператора будет недостаточно. В небольших населенных пунктах графики работы могут быть другими, и там можно обойтись одним оператором, если скорость обработки посылок позволяет избежать очередей.
6. Требования к помещению
Вход для посетителей, клиентская зона, камеры наблюдения, стеллажи для хранения и легкого доступа к посылкам. Если вы решились открыть пункт выдачи заказов, проверьте, все ли требования, предъявляемые логистической компанией, соблюдены. Соберите необходимые документы. Сроки рассмотрения заявки на открытие пункта выдачи заказов после их подачи составляют порядка двух-трех недель.
Резюме
Открытие ПВЗ — не такой простой бизнес, как кажется на первый взгляд. В теории пункт выдачи может приносить стабильный доход, однако, с другой стороны, можно не выдержать конкуренции, ошибиться с локацией, не совладать с правилами маркетплейсов и в итоге остаться в минусе. Поэтому рекомендуем потратить немало времени и заранее проанализировать рынок, досконально изучить правила площадок, рассчитать потенциальные расходы и доходы. Ну, и в целом, оценить свои возможности.