Особенности рынка спорттоваров в России. Что изменилось во время пандемии
В агентстве Data Insight изучили рынок спортивных товаров России, рассмотрев потребительские предпочтения онлайн-покупателей в 17 крупнейших городах страны. А это – порядка 35 млн человек и 30 млн заказов. В отчете содержатся результаты прошлого года и отдельно – данные за период, когда действовали самоизоляционные меры.
Самые активные и спортивные
Лидерами относительного потребления спорттоваров стали Краснодар, Москва и Санкт-Петербург, причем на два последних приходится 27,1% в деньгах и 26,3% в штуках от всех онлайн-заказов в категории.
Зато краснодарцы покупают значительно чаще среднего по стране. На одного жителя этого города приходится порядка 3,4 покупки в год. Для сравнения, в столице этот показатель равен 2,1 заказа.
В январе спорттовары практически не интересны. Самые хорошие результаты приносит профильным интернет-магазинам второй квартал, особенно апрель. В среднем, с апреля по июнь продажи повышаются на 10%.
Однако, сезонность спорттоваров также сильно зависит от региона и от города к городу заметно отличается. Например, в Казани июль является месяцем с наибольшими продажами (в 1,3 раза большими, чем в среднегодовые), а в Ростове-на-Дону в это же время спорттовары востребованы слабо (0,8 от среднегодовых).
В апреле жди курьера у двери
Доставка "до двери" чаще востребована весной. На ее долю приходится 32-34% от общего объема доставленных посылок. В декабре это значение опускается до 28%. В Москве круглый год показатель гораздо выше – около 70%, что примерно в два раза больше, чем во всех остальных городах, попавших в исследование.
Кроме того, выбор формы доставки коррелирует с суммой покупки и числом позиций в чеке. Чем выше средний чек и чем больше в нем позиций – тем выше вероятность, что покупатель предпочтет, чтобы заказ курьер привез сразу на дом. Так, при покупке на сумму до 1000 рублей доставку до двери выбирают только 15% клиентов, а когда сумма вырастает в десять раз – уже 55%.
При этом, если в чеке более десяти товаров, вероятность выбора курьерской доставки снижается. Такие объемные заказы покупатели предпочитают забирать самостоятельно.
Дольше всех своих заказов ждут жители Красноярска – в среднем почти шесть дней. Лидируют по срокам традиционно Москва и Санкт-Петербург, где посылки приходят за 2-3 дня.
Казань и Воронеж готовы рассчитываться вперед
Предоплаченные заказы во всех городах в среднем за год составляют от 34% до 41% от всего объема сегмента. Более охотно готовы платить заранее жители Урала и азиатской части России. Аналитики связывают это с тем, что "западные" регионы привыкли к постоплате и не готовы отказываться от уже сформировавшейся привычки.
Пандемия и самоизоляция как инструмент повышения продаж
В период пандемии, с последней декады марта к концу первой декады апреля количество заказов удвоилось, а объем продаж в деньгах почти утроился. Самыми "урожайными" днями стали дни с 30 марта по 10 апреля.
При этом доля предоплаченных заказов в те же дни начала снижаться, а количество доставок до двери выросло со средних 51% до 88% от общего числа. Сроки доставки при этом увеличились в среднем на 13% и достигали трех с половиной дней с момента оформления заказа.
В выборку Data Insight попали 15 городов-миллионников, а также Краснодар и Тюмень. Краснодар – из-за высокого числа трудовых мигрантов, Тюмень – из-за большого числа интернет-заказов, высокой платежеспособности населения и неполного доступа к оффлайн-продажам наиболее востребованных брендов. Анализировались данные по заказам, сделанным с территории РФ. Кроссбордерные покупки не исследовались.