Некоторые проблемы интеллектуальной собственности в сети Интернет
Большинство отношений в Интернете регулируется теми же нормами, что и в офлайне. Но, разумеется, есть и некоторые отличия, обусловленные спецификой Глобальной сети.
Объектами правового регулирования в Интернете, являются, прежде всего, общественные отношения, касающиеся прав авторов, патентных прав, прав на товарные знаки, знаки обслуживания и места происхождения товаров. Отдельно, наверное, стоит выделить такой не используемый в офлайне объект, как доменное имя.
Веб-сайт имеет двойственную природу. С одной стороны, это – результат творческой деятельности, а с другой – информационный ресурс (согласно ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации"). Как результат творческой деятельности, он подлежит правовой охране. Обычно веб-сайт состоит из нескольких модулей, созданных разными людьми (или даже разными организациями). Соответственно, на каждый элемент веб-сайта (будь то программа, база данных, аудио или видео произведение, текст и т.д.) распространяется авторство лица, его создавшего.
Несмотря на то, что веб-сайт напрямую не включен в перечень в ст. 7 Закона "Об авторском праве и смежных правах", признание сайтов объектами авторского права является правомерным. Если разработчики элементов веб-ресурса напрямую участвовали в создании последнего, сайт признается созданным в соавторстве, и авторские права на окончательный продукт в этом случае принадлежат в равной мере всем соавторам.
Возможны и варианты, когда разработчик одного из элементов интернет-ресурса не будет соавтором сайта – у него будут только права на созданный им элемент (такое может быть, например, при заключении договора авторского заказа).
Нередки в онлайне и случаи использования ранее созданных произведений. Практика показывает, что в большинстве случаев произведения эти используются незаконно.
Особенно явно это видно на примере музыкальных файлов. Для правомерного их использования необходимо получить разрешение либо непосредственно от автора (в случае, если он является правообладателем), либо выплатить вознаграждение одной из организаций, управляющих правами производителей фонограмм и исполнителей на коллективной основе. Нередко владельцы сайтов "забывают" об этом.
Следующая проблема, встречающаяся в сети Интернет, – это проблема сходства товарных знаков, фирменных наименований и доменных имен. Суть её состоит в следующем: товарных знаков со схожим написанием может быть несколько, т.к. они могут быть зарегистрированы по разным классам международной классификации товаров и услуг (МКТУ), а доменное имя в конкретной географической зоне, зоне конечного пользователя, может быть только одно.
А если основной аудиторией ресурса должны стать пользователи определенной страны (будь то Россия, Украина, Италия), именно географическая зона является наиболее подходящим вариантом. Таким образом, не редкой является ситуация, когда на одно доменное имя претендуют несколько организаций со схожими товарными знаками и/или фирменными наименованиями.
Известны и случаи, когда недобросовестные лица регистрируют на себя доменные имена, соответствующие известным товарным знакам, и тем или иным способом пытаются извлечь из этого прибыль. Такие лица именуются киберсквотерами. Российская судебная практика по этому вопросу пока очень противоречива. В ходе одного только разбирательства дела www.kodak.ru было вынесено более 15 различных судебных решений, однако, в конце концов, победа осталась за "Кодаком".
В новой редакции закона "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" появилась довольно противоречивая формулировка: "Незаконным использованием товарного знака признается использование без его разрешения… в сети Интернет, в частности, в доменном имени и при других способах адресации". Подобная формулировка дает предпосылки, для так называемого "обратного захвата". Т.е., кто-то создал и раскрутил сайт, а затем, другое лицо, зарегистрировавшее схожий с доменным именем товарный знак, совершенно законным образом отнимает доменное имя. В России, однако, такой практики пока ещё не было.
Таким образом, для того чтобы защищать доменное имя, желательно сразу подавать на регистрацию его, как товарного знака, или регистрировать юридическое лицо с подобным наименованием.