подписка
Подписаться
Татьяна Кулябина
Генеральный директор, Holding Finance Broker
22/11/2023

Шесть IT-инструментов, без которых сложно представить современную мультимодальную логистику

Шесть IT-инструментов, без которых сложно представить современную мультимодальную логистику

В условиях постоянно развивающейся логистики интеграция средств информационных технологий стала играть важную роль в повышении эффективности, наглядности и общей производительности. Одной из ключевых областей, где ИТ-инструменты оказали значительное влияние, является мультимодальная логистика. 

Генеральный директор российско-китайской компании Holding Finance Broker Татьяна Кулябина рассказывает о революционном изменении мультимодальной логистики, которое стало возможным благодаря внедрению ИТ-инструментов..

Для справки. Мультимодальная логистика — это транспортировка грузов по одному договору, выполненная, как минимум, двумя типами транспорта. Данный процесс подразумевает беспрепятственную координацию и интеграцию различных видов транспорта (таких как автомобильный, железнодорожный, воздушный и морской) с целью оптимизации цепочки поставок.

1. Видимость в реальном времени

Одной из основных проблем мультимодальной логистики является обеспечение видимости всей цепочки поставок в режиме реального времени. ИТ-инструменты, такие как GPS-слежение, радиочастотная идентификация (RFID) и устройства IoT (Internet of Things), позволяют менеджерам по логистике отслеживать движение грузов на каждом этапе. Такой контроль помогает прогнозировать возможные задержки, оптимизировать маршруты и принимать взвешенные решения для обеспечения своевременной доставки грузов.

На практике это реализовано в виде специализированных международных платформ, осуществляющих отслеживание (трекинг) движения контейнера на всех этапах от загрузки до выгрузки. В морских контейнерных перевозках своя система отслеживания, на железной дороге – своя.

Примеры:

  • Один из крупнейших морских перевозчиков, Maersk Line, использует технологии отслеживания для мониторинга грузов с помощью GPS и сенсоров. Это позволяет им точно определять местоположение контейнеров, их состояние и проходить через таможенные процедуры более эффективно.
  • "Почта России" внедряет системы отслеживания, которые позволяют клиентам отслеживать местонахождение посылок в режиме реального времени. Это помогает повысить прозрачность и оперативность доставки грузов.
  • В свою очередь, UPS использует технологии для оптимизации путей доставки, прогнозирования времени прибытия и управления цепочками поставок в реальном времени для минимизации задержек и оптимизации маршрутов.

RFID в логистике

RFID-техенология позволяет отслеживать весь путь грузоперевозки

Для облегчения контроля за движением применяются технологии сквозного контроля движения контейнера, которые обрабатывают данные морского, железнодорожного и автомобильного трекинга и увязывает их в единую цепочку данных. Это позволяет значительно упростить и ускорить обработку мультимодальных логистических маршрутов.

2. Интегрированные системы управления

ИТ-инструменты играют важнейшую роль в интеграции различных аспектов мультимодальной логистики. Современные программные системы предлагают комплексные решения, объединяющие различные виды транспорта, управление складом и контроль запасов. Такие интегрированные системы управления позволяют оптимизировать операции, сократить количество ошибок, допускаемых вручную, и улучшить взаимодействие между различными участниками цепи поставок.

Интегрированные системы имеют два ключевых аспекта: объединение логистических систем и интеграция информационных процессов в логистике. 

Пример. ERP-системы управления предприятием (SAP, Generix, MA-3, 1С и др.) интегрируют управление логистикой, складами, закупками и другими бизнес-процессами, упрощая управление цепочкой поставок для многих международных и российских компаний различных отраслей. А одним из ярких примеров цифровой платформы является национальная логистическая система Китая, известная как LOGINK. Она считается одной из наиболее развитых платформ, созданных в рамках развития цифровой экономики. LOGINK обеспечивает согласованность транспортно-логистических процессов в Китае, Японии и Корее, что объединяет множество потоков информации и способствует поддержке малого и среднего бизнеса в сфере логистики.

Благодаря интегрированным системам, сегодня можно без каких-либо затруднений отследить появление товара на складе поставщика (и даже производства), находящегося в Китае, оперативно организовать доставку несколькими видами транспорта, хранение на СВХ и локальную доставку "до двери" — все это не покидая рабочего кабинета в офисе.


Пять IT-тенденций в логистике, которые могут коснуться каждого ритейлера уже в ближайшем будущем


3. Аналитика данных для оптимизации

Огромный объем данных, генерируемых в мультимодальной логистике, может оказаться бесполезным без соответствующих инструментов. ИТ-решения, оснащенные возможностями анализа данных, позволяют специалистам по логистике изучать исторические данные, выявлять закономерности и принимать решения на основе полученной информации. Предиктивная аналитика помогает оптимизировать маршруты, минимизировать время прохождения грузов и снижать затраты. Такой проактивный подход способствует повышению общей эффективности и производительности.

Согласно данным Deloitte, 60% лидирующих компаний в отрасли планируют вкладывать в разработку аналитических моделей в течение ближайших 5 лет. 

Пример. Одними из первопроходцев в этой сфере в России стали РЖД. В 2019 году компания начала процесс цифровой трансформации, с акцентом на big data, представив цифровую платформу для мультимодальных пассажирских перевозок, включающую следующие компоненты:

  • аналитика, основанная на машинном обучении;
  • автоматизированные системы коммуникаций с человеком;
  • использование дополненной реальности;
  • технологии машинного зрения;
  • управление пользовательским опытом.

Крупнейшие курьерские службы используют аналитику данных для оптимизации маршрутов доставки. Они собирают и анализируют данные о трафике, погоде, времени доставки и других факторах, чтобы выбирать наиболее эффективные и быстрые маршруты для доставки грузов.

С точки зрения организации логистики огромное преимущество дают системы сквозной аналитики данных и децентрализованная облачная система контроля и принятия решений. Движения грузов осуществляется благодаря интегрированной системе контроля движения, а обработка, хранение и доступ к данным осуществляется децентрализовано. Результат — клиентский менеджер видит весь путь контейнера, этапы оформления, где возник простой и почему и т.д. Для клиента это выражается в режиме "Одного окна" — он больше не обзванивает участников мультимодальной цепочки, пытаясь получить нужную информацию.


Искусственный интеллект в логистике: тенденции, сложности при внедрении, сферы применения, кейсы


4. Автоматизация и робототехника

Автоматизация и робототехника преобразуют логистическую отрасль, особенно склады и распределительные центры. Автоматизированные управляемые транспортные средства (AGV), роботизированные манипуляторы и автономные беспилотники все чаще используются для решения таких задач, как погрузка и разгрузка грузов, сортировка товарно-материальных ценностей и проведение инвентаризации. Эти технологии повышают скорость и точность выполнения операций, что приводит к повышению эффективности и экономии средств.

Пример. DP World, оператор портов и терминалов, внедряет системы автоматизации и роботизации в своих мультимодальных терминалах. Они используют автоматизированные краны, транспортные системы и системы управления для оптимизации грузопереработки и увеличения производительности портов.

Узким местом с точки зрения временных затрат в логистике ранее традиционно считался этап принятия клиентом решения. Выбор оптимального маршрута, хорошей ставки, сопутствующих услуг — это отнимало время и требовало от клиента большой аналитической работы. Разумеется, клиентский менеджер всегда поможет, но это тоже время. Сейчас же этот этап сокращен до минимума благодаря таким инструментам, как онлайн-калькулятор расчета маршрутов и ставок, телеграм-бот, который не только рассчитывает ставки, но и подбирает реальные маршруты с учетом ежедневной обстановки у перевозчиков.

photo_2023-11-20_11-50-171

5. Технология блокчейн

Согласно исследованиям, внедрение технологии блокчейн в логистические системы может увеличить объем международной торговли на 15% и общемировой ВВП на 5%. Технология блокчейн находит все большее применение в мультимодальной логистике благодаря своей способности обеспечивать безопасный и прозрачный способ регистрации транзакций. В сложной цепи поставок, включающей несколько видов транспорта и взаимодействие компаний из разных юрисдикций, блокчейн обеспечивает целостность и прослеживаемость данных. Это помогает предотвратить мошенничество, сократить объем бумажной работы и повысить доверие между различными участниками логистической экосистемы.

Примеры:

  • С начала 2017 года IBM и оператор контейнерных перевозок Maersk провели тестирование блокчейна при транспортировке партии французской электроники. Они приняли решение о создании совместного предприятия для разработки блокчейн-платформы, ориентированной на глобальную логистику.
  • "Газпром нефть" начала исследования применимости блокчейн-платформ в 2018 г., как в области логистики грузов, так и платежные инструменты. Так, в марте 2021 г. "Газпромнефть-Аэро" оператор авиатопливного бизнеса "Газпром нефти" — успешно завершил испытания собственной цифровой платформы Smart Fuel на базе технологии блокчейн в международном аэропорту Мурманска.

Блокчейн в логистике

Простой пример того, как технология блокчейн облегчает сегодня жизнь — это организация цепочки коммерческих поставок между участниками, находящимися в разных странах. Традиционная схема предполагает большое количество взаимодействий на уровне согласования и подписания документов, многошаговую систему взаиморасчетов. Это отнимало массу времени. Сегодня компаниям, имеющим разную юрисдикцию, возможно обеспечивать сквозное взаимодействие документооборота и расчетов. 


Как технология блокчейн может преобразить логистическую отрасль 


6. Электронная документация

Традиционная бумажная документация является узким местом в логистическом процессе, что приводит к задержкам и повышенному риску ошибок. ИТ-инструменты способствуют переходу на ЭДО, позволяя быстрее и точнее оформлять различные транспортные документы. Такая цифровая трансформация ускоряет и совершенствует  логистический процесс. Системы электронного документооборота и оплаты на основе блокчейн технологий уже сегодня сократили бумажную волокиту в разы.

Пример. "ТЭКО Инвест", специализирующаяся на логистике в нефтяной и газовой отраслях, применяет электронную документацию для управления грузами, что включает в себя отслеживание и оформление документов для мультимодальных перевозок. Это улучшает точность данных, сокращает время на обработку информации и дает более эффективное управление цепочкой поставок.

 

По мере развития технологий, роль ИТ-инструментов в мультимодальной логистике, скорее всего, будет возрастать, что приведет к дальнейшей оптимизации процессов и постоянному совершенствованию отрасли. Внедрение этих технологий будет иметь решающее значение для логистических компаний, стремящихся сохранить конкурентоспособность и удовлетворить растущие потребности мирового рынка.

Прокомментировать
Читайте также
Владимир В.
Руководитель проекта, Селлер (продажи преимущественно через маркетплейсы) (Софт, мини-компания)
28/11/2023
Основатель маркетплейса KazanExpress раскритиковал доставку Ozon'a - обсуждение 6
Есть некоторая неразбериха для несведующих в приложении Ozon с товарами продавцов работающих по схеме realFBS, когда сам продавец выбирает метод доставки. Но такие товары не могут по любому быть выданы в ПВЗ, там или негабарит или Ozon Global или копеечный товар который выгоднее доставить сторонним перевозчиком. 
Сомневаюсь что на Казань Экспрессе будут такие позиции вообще. Отложить из корзины товар который мешает оформлению, потом его оформить отдельно или найти аналог с другим способом доставки. Свернуть
Есть некоторая неразбериха для несведующих в приложении Ozon с товарами продавцов работающих по схеме realFBS, когда сам продавец выбирает метод доставки. Но такие товары не могут по любо Еще...
Форум Ведение бизнеса Доставка и логистика
23/11/2023
Ozon будет проверять габариты и вес всех товаров? Он создал для этого специальную машину 7
Что из себя представляет этот механизм? Зачем понадобилось Ozon конструировать собственное устройство для измерения товаров? Причины оказались весомыми, и стремление продавцов к экономии на логистике - одна из них... Подробнее
22/11/2023
Служба доставки Dalli увеличила складские мощности в два раза
В начале октября служба доставки Dalli переехала на новый склад, вместимость которого в два раза больше по сравнению с предыдущим. Партнёры поделились мнением о новой локации компании.... Подробнее
22/11/2023
Ночной потоп на складе в Коледино: Wildberries обещает заплатить за поврежденные товары
Там прорвало трубу, а потом вдруг сработала система пожаротушения. Сотни товаров оказались залиты водой, в основном пострадал крупногабарит. Что поясняет по поводу случившегося сама компания?... Подробнее
Андрей Королев
руководитель юридической практики, E-LAWYER.com/Практика для Практиков
22/11/2023
За счет чего "Почта России" сократила убыток в 7 раз? - обсуждение 2
Традиционное для Почты России очковтирательство и манипуляция с финансовыми результатами в преддверии завершения года - ради получения бонусов топ-менеджментом 
Ну и, конечно, массовое сокращение сотрудников отделений, почтамтов и филиалов - «оптимизация», в результате которой последние пару месяцев невозможно нормально отправить просто письмо- нет операторов, а те, что есть заняты всем - от выдачи Авито до продажи товаров  Свернуть
Традиционное для Почты России очковтирательство и манипуляция с финансовыми результатами в преддверии завершения года - ради получения бонусов топ-менеджментом  Ну и, конечно, массовое со Еще...
Форум Ведение бизнеса Доставка и логистика