Как интернет-магазинам выжить в кризис: три главных вызова
Согласно исследованию eMarketer.com, Россия в 2014 году заняла девятое место в мире по обороту розничной интернет-торговли. На 2015-й прогнозы были оптимистичные. Но сейчас очевидно — этот год станет переломным для интернет-бизнеса: кто-то сойдет с дистанции, а самые подготовленные, наоборот, извлекут из кризиса пользу.
Рисков много. Эксперты и предприниматели выделяют три главных вызова для бизнесменов. По каждой проблеме мы показали самые распространенные решения, которые видят представители интернет-магазинов.
Риск 1: привязка к валюте поставщиков
Привязка к валюте все сильнее бьет по карману продавцов и покупателей. Самое простое решение сохранить маржинальность – поднять цены на импортные товары. Однако это автоматически отсеет часть покупателей, при этом никак не увеличивая прибыль.
Некоторые предприниматели находят решение в частичном переходе на более дешевый ассортимент, а также в тотальной оптимизации расходов.
Эдуард Саркисян, владелец интернет-магазина товаров для фитнеса ersport.ru:
– Нам пришлось расширить ассортимент за счет отечественных продуктов более низкого качества, которые значительно дешевле. С декабря 2014 года мы прибегли к жесткой оптимизации расходов, начиная от рекламного бюджета, который уменьшили минимум вдвое, заканчивая сокращением штата сотрудников и даже оптимизацией затрат на телефонию.
Риск 2: падение спроса на товары не первой необходимости
В группу риска попадают интернет-магазины товаров и услуг не первой необходимости. Из-за снижения покупательской способности владельцам таких площадок теперь приходится вести усиленную борьбу за клиента.
Интернет-магазинщики считают, что в таком случае нужно усиленно работать над совершенствованием клиентских сервисов и юзабилити сайта.
Алексей Касьянов, владелец интернет-гипермаркета товаров для дома etalon-bt.ru:
– Нужно делать акцент на развитие отдельных инструментов продажи через сайт, а также внедрять новые технологии, позволяющие делать покупки в Интернете быстрее и удобнее.
Риск 3: сокращение маркетинговых бюджетов
В условиях кризиса под прицел попадают маркетинговые бюджеты. Экономия начинается с офлайн-рекламы и переходит в онлайн-сектор.
Чтобы остаться на плаву, представители интернет-бизнеса начинают активнее работать с уже существующими клиентами, больше внимания уделяют программам лояльности и повышению качества обслуживания.
Дмитрий Орлов, владелец онлайн-каталога дайв-туров и снаряжения RuDIVE:
– Для многих людей с обостренным чувством любопытства новые яркие впечатления в путешествиях – главный праздник и образ жизни. Поэтому в кризисное время мы фокусируемся именно на таких наших благодарных клиентах и работаем с ними вдумчиво и внимательно, вкладываемся в креатив и безопасность, стараемся сделать наш сервис идеальным. При этом экономим на общих и стандартных рекламных инструментах привлечения новых клиентов: на выставках, биллбордах, рекламе в печатных СМИ.
Где еще можно срезать косты?
Первым делом многие кидаются урезать расходы на seo и офлайн-рекламу. Существуют и альтернативные способы экономии, которые не очевидны на первый взгляд.
Интернет-эквайринг
Один из способов экономии – уменьшение комиссии за эквайринг интернет-платежей. Специалисты рекомендуют сравнивать предложения платежных систем, искать наиболее выгодные гибкие варианты.
Игорь Звоник, гендиректор платежной системы Net Pay:
-Оптимизировать расходы я бы рекомендовал не за счет снижения качества товара и сервиса, а за счет уменьшения внутренних издержек магазина. Отладить работу внутренней службы доставки товаров, добиться пересмотра стоимости на постоянные услуги, такие как: аренда помещения, связь, офисная мелочевка. С комиссией за услуги интернет-эквайринга та же самая история… Сравнивайте условия, предлагаемые разными игроками. Например, у Net Pay, в сравнении с фиксированной комиссией других игроков, она рассчитывается, исходя из сферы деятельности бизнеса и объема продаж. Возможно, это ваш вариант. Новичкам сейчас тяжелее других, и для них мы стараемся давать низкую процентную ставку на старте.
Телефония
Если речь идет о небольшом интернет-магазине, то выгоднее лично отвечать на звонки, чем платить оператору, пусть это и будет отнимать часть времени. При большом количестве звонков, наоборот, непозволительно терять клиентов, не дождавшихся ответа на линии. Средним и крупным игрокам стоит тщательно просчитать, что для них выгоднее – держать собственный колл-центр или отдать его на аутсорсинг.
Уже сейчас ясно, что в кризис выживут сильнейшие. На рынке останутся игроки, которые покажут не только гибкость в преодолении главных вызовов, но и готовность использовать альтернативные способы экономии. А в награду самые подготовленные из выживших смогут получить новых покупателей, перешедших из офлайна.
Тем более что имеется информация о том, что в правительстве прогнозируется рост курса доллара до 100 рублей и падение цены на нефть до 35 долларов за баррель в 2015 году.
Надо признать, что не такие уж дураки работают у нас в правительстве. Я например, не поверил, что такие цифры возможны. Свернуть
... Подробнее