Интернет-коммерция для непродвинутых: красивая сказка?
Помните, как в святочных рассказах бедные, озябшие детишки горящими глазами смотрят на разукрашенные к празднику витрины магазинов, где чего только нет: и всякие заманчивые вкусности, и прехорошенькие игрушки, и блестящая мишура? Конечно, потом появится добрый старичок и накупит им целый ворох еще лучших подарков, но детишки-то пока о том не знают, и только вздыхают, думая: "Ах, как бы мне хотелось вот тот чудесный паровозик… Или этого плюшевого мишку…
Примерно таким образом мыслят и новички в Интернете, когда, нагулявшись в свободное или рабочее время по развлекательным порталам, начитавшись анекдотов-гороскопов и наговорившись в чатах, с некоторым подозрением заходят на сайт какого-нибудь интернет-магазина – поглядеть, что тут да как.
В подавляющем большинстве случаев для людей, недавно начавших осваивать Сеть, основным побудительным мотивом посетить интернет-магазин является праздное любопытство – чем, мол, торгуют и почем, и вообще как такое возможно – я здесь, а товары там.
Россия – страна, где не слишком-то прижились системы продаж по каталогу, а ко всякого рода телемагазинам и вовсе привыкли относиться с подозрением. Обыватели, напуганные страшными историями про то, как дюжие курьеры доставляли совсем не то, что они заказывали, и, угрожая физической расправой, вынуждали их платить цену вдвое больше заявленной, дважды думают прежде, чем решаются на покупку. Параллель между теле- и интернет-магазинами провести совсем не сложно. Поэтому напрашивающаяся аналогия вынуждает осторожного новичка держать ухо востро. Чуть что не так – и он не захочет превращаться в покупателя, а это ведь не в ваших интересах, не так ли?
Неискушенному посетителю любопытно и немножко страшно, ему и хочется заполучить все эти замечательные вещички с красивой витрины, и боязно, что действительность обманет его наивные мечты. Помогайте ему, заботьтесь о нем – и он отплатит вам. Звонкой монетой.
Итак, новичок зашел в ваш интернет-магазин. Мы не будем сейчас рассматривать причины, побудившие его выбрать именно вас, но так или иначе это случилось, и это прекрасно.
Независимо от того, кто они, наши новички – разменявший пятый десяток инженер старой закваски или восторженная студентка-первокурсница, всех их нужно развлекать и ублажать, а значит:
Мы подбираемся к самому ответственному моменту – посетитель "дозрел" до покупки. Действуем очень осторожно, чтобы не спугнуть, а для этого:
Уточните, надо ли подтверждать заказ электронным письмом или звонком по телефону, будьте вежливы и предупредительны.
И вот свершилось. Скоро, скоро нетерпеливые ручонки вчерашнего новичка разорвут обертку новой игрушки, которую он у вас купил. Пусть этот момент не будет омрачен дополнительными пятью часами ожидания курьера, который обдаст его запахом застарелого перегара или честного трудового пота и неприветливо буркнет: "Вот тут вам… В общем… Распишитесь…"
Все должно быть как в кино – чистота и красота, аккуратная упаковка (а поскольку новичок редко покупает что-нибудь масштабное, то хорошо бы и в красивой бумажке – вам это не так уж дорого встанет, а покупателю приятно), "спасибо за покупку", "заходите еще". И не забудьте послать вашему кормильцу письмо с благодарностью и предложением подписаться на вашу рассылку.
Не правда ли, идиллическая картинка? Может быть, но именно так видится в мечтах потенциальному покупателю совершение покупки в интернет-магазине. Ваша задача – дать ему все это, и даже больше. Ведь те, у кого первая покупка оказалась удачной, сделают соответствующие выводы и будут снова и снова возвращаться к вам в магазин. Первый магазин – это почти как первая любовь, от первого опыта серьезно зависит дальнейшее поведение потребителя в Интернете.