Интернет-аптеки: аналитика Data Insight
Сегмент онлайн-аптек в России стремительно развивается. В 2019 году он вырос более чем на 90% как в заказах, так и в онлайн-продажах (по сравнению с 2018 годом).
Всего за прошлый год в интернет-аптеках было оформлено 51,6 млн заказов на сумму 86,3 млрд рублей. Средний чек составил 1 670 рублей, подсчитали в аналитическом агентстве Data Insight. Доля mobile в трафике составила 60 %
Рост по сравнению с предыдущим годом составил 98% в заказах и на 92% в онлайн-продажах. Для сравнения, российская розница этого сегмента за тот же срок выросла на 5,1% в деньгах, сократившись на 1% в штуках.
В топ-1000 крупнейших онлайн-ритейлеров на аптеки пришлось в прошлом году 5% оборота и 12% всех заказов. Лидером является сервис Apteka.ru. Его доля оставляет 40% интернет-продаж всего аптечного сегмента.
Для посещения интернет-аптек покупатели используют мобильные устройства в 1,5 раза чаще, чем большие экраны. Более чем у половины интернет-аптек есть мобильные приложения в AppStore, и свыше 60% имеют приложения в GooglePlay.
Конверсия ePharma является наибольшей среди остальных сегментов рынка и достигает 21,7%. Это даже выше, чем у продовольственных интернет-магазинов, которые также сейчас очень динамично растут.
Для интернет-аптек характера высокая доля органического поискового трафика: 56% против 40% в целом по рынку ecommerce. Без учета прямого трафика, все другие внешние источники приносят аптечным ресурсам только 14% переходов.
Большинство ритейлеров сегмента освоило рекламные сети, а также "Яндекс.Метрику" и Google Analitycs. А вот сервисами обратной связи компании этого сегмента пока пренебрегают. Собственная новостная рассылка есть только у каждой четвертой онлайн-аптеки. 20% из них использует для рассылки собственные разработки, 28% – Mindbox, а оставшиеся прибегают к услугам иных сервисов.
Количество аптек на Яндекс.Маркете не очень велико. В пиковый период в 2018 году на сайте насчитывалось только 15 ритейлеров. В настоящее время их осталось 10. Средняя оценка на основании 66 тысяч отзывов – 4 звезды.
Самая популярная социальная сеть в сегменте – ВКонтакте. В ней ведут свои сообщества две трети интернет-аптек, но только пятая часть из них имеет сообщества более 10 тысяч подписчиков.
В исследовании учитывались только интернет-магазины, специализирующиеся в первую очередь на продаже лекарственных средств. При этом не были включены оптики, площадки по продаже медоборудования, БАДов и других нелекарственных препаратов товаров для здоровья. Также не учитывались продажи лекарств и других товаров для здоровья универсальными интернет-магазинами
Статистика построена на основе данных по количеству заказов у 1000 крупнейших российских интернет-магазинов, которые предоставляют сами компании, а также те, которые находятся в открытом доступе.
При определении используемых интернет-магазинами сторонних сервисов использовался метод автоматического парсинга и ручного разбора.