Google накручивает популярность YouTube в своей поисковой системе
Видео – один из наиболее ярких и доходчивых способов продвижения товара. Вопрос в том, что ссылки на рекламные ролики должны появляться в поисковой выдаче в верхних строчках, чтобы получить максимальное количество просмотров, а следовательно и конверсию. Если продавец уверен в качестве рекламы, он выбирает площадку для размещения своего канала по многим критериям, но при этом рассчитывает на машинную объективность поисковых алгоритмов. Как оказалось, в Google это работает несколько иначе.
Из всех площадок, на которых можно посмотреть видео, поисковый гигант показывает в выдаче в первую очередь свою собственную – YouTube. Издание The Wall Street Journal проверило в Google различные каналы и ролики, доступные на разных, в том числе конкурирующих, ресурсах, и почти всегда версия YouTube оказывалась на первых местах выдачи.
WSJ сравнило популярность видео и нарезок из игр на таких ресурсах, как Facebook Watch, Twitch и Dailymotion с YouTube. В поиске, в подавляющем большинстве случаев, ссылки на YouTube демонстрировались выше и чаще, чем на другие сайты. При том, что количество просмотров, комментариев и лайков на них не уступало аналогичным показателям площадки Google, а иногда и превосходило их.
Кроме того, в "карусели" видео большинство ссылок также оказываются на YouTube. Тесты были сконцентрированы именно на этом формате, поскольку, по мнению экспертов, именно он дает больше всего трафика на видео-ресурсы. Для тестирования в поиск вводились названия недавних видео с Facebook и Dailymotion, которые также имелись и на принадлежащем Google хостинге. Контент специально выбирался из тех сообществ, которые на этих площадках сильнее, чем на YouTube. Тем не менее, в 95% случаев большинство верхних ссылок в выдачи оказывались на YouTube.
Наиболее ярким примером могут служить ролики с рецептами, которые компания BuzzFeed, занимающаяся цифровыми медиа, разместила в Facebook Watch и YouTube под собственным брендом Tasty. Видео о карамельном десерте получило в Facebook 5,4 млн просмотров, а в выдаче Google было указано, что их всего лишь 89, и первой стояла ссылка на YouTube. Рассмотренные WSJ видео из серии Tasty в общей сложности были просмотрены в соцсети 79 млн раз, что в 9,7 раза больше, чем на YouTube. В Facebook они получили почти 45 тыс. комментариев – в 4,2 раза больше, чем у конкурента. Тем не менее, в "карусели" 61% ссылок пришелся на YouTube.
Издатель рекламных видеороликов Den of Geek размещал их на Dailymotion, поскольку в компании считали, что продающий трафик оттуда больше. Последняя серия роликов об игрушках по "Звездным войнам" получила на Dailymotion в 1100 раз больше просмотров, чем на YouTube, но в выдаче Google на них пришлось лишь 43% ссылок. На YouTube – 52%.
Все это происходит не случайно. По данным источников The Wall Street Journal, инженеры интернет-гиганта специально внесли изменения в поисковый алгоритм так, чтобы предпочтение всегда отдавалось YouTube. Решение было принято на уровне руководства корпорации. Цель его в том, чтобы обеспечить площадке больше трафика, чем к конкурентам, тем самым повысив привлекательность для контент-провайдеров и заключать с ними более выгодные сделки.
В Google такой подход отрицают. "Наши системы используют ряд сигналов из Интернета, чтобы понять, какие результаты люди находят наиболее актуальными и полезными для данного запроса", – заявила пресс-секретарь компании.
Конкурентные практики Google уже находятся под пристальным вниманием регулирующих органов. Министерство юстиции США готовит антимонопольный иск против корпорации, и судебное разбирательство может начаться уже этим летом. 27 июля руководители крупных технологических компаний, в том числе и Google, будут давать показания в Конгрессе США в рамках расследования их влияния на цифровой рынок.
WSJ не впервые проводит исследование алгоритмов поисковика на предмет их беспристрастности. Ранее журналисты уже доказывали, что инженеры вносят изменения в эти алгоритмы в интересах корпорации. Но в Google с этим категорически не соглашаются, доказывая, что все изменения абсолютно прозрачны.
По результатам прошлого года рекламные доходы YouTube составили $15 млрд. Это больше, чем у иных медиа-гигантов. В первом квартале нынешнего года рост дохода от рекламы на площадке составил 33% – до $4 млрд. Но это не отменяет конкуренции со стороны других хостингов. Обнаруженная WSJ расстановка приоритетов в выдаче откровенно противоречит публичной позиции компании, отстаивающей объективность своих алгоритмов. Однако на прямой вопрос о количестве просмотров и комментариев в пресс-службе ответили, что эти факторы не влияют на ранжирование. Но тогда возникает вопрос: от чего же вообще зависит положении ссылки в поисковой выдаче?
*Facebook признан экстремистской организацией на территории РФ.