подписка
Подписаться
29/09/2021

Экологическая логистика: где мы, куда идем. Политика компаний и государственные шаги

Экологическая логистика: где мы, куда идем. Политика компаний и государственные шаги

Логистическая деятельность по-прежнему оказывает негативное воздействие на различные компоненты окружающей среды: загрязнение атмосферного воздуха и водной среды, уничтожение озонового слоя и т.д. Власти многих государств это понимают и предпринимают законодательные шаги для решения экологических проблем. Собственную инициативу в этом направлении проявляют и компании.

В статье обсудим политику зарубежных и российских компаний в отношении "зеленой логистики", а также поговорим о мерах, которые принимает российское государство. Помогут нам в этом эксперты: генеральный директор ООО "Негабаритика" Вячеслав Бородин, генеральный директор Hermes Russia Алексей Шулев и юрист в сфере экологического права Евгений Жаров. 

Политика компаний

На сегодняшний день многие компании осознают важность решения проблем с экологией. В бизнесе набирает популярность явление ESG (Environmental, Social, and Corporate Governance), суть которого в том, что компании активно вовлекаются в решение экологических, социальных и управленческих задач.

Успешная работа по этим направлениям позволяет предприятиям:

  • улучшать свою репутацию в обществе;
  • рассчитывать на привлечение более серьезных средств от инвесторов;
  • повышать узнаваемость брендов.

Эффективная ESG-стратегия предполагает борьбу с выбросами парниковых газов, грамотное потребления сырья, воды, углерода, соблюдение экологических законов и т.д. Экологическая логистика, в свою очередь, подразумевает соответствующую организацию транспортировки, складирования и упаковки.

1. Транспорт. Экологичные компании, деятельность которых связана в грузовыми перевозками, стремятся оптимизировать автопарки: переходят на более безвредные виды двигателей, выбирают менее шумный транспорт и т.д.. Также многими производителями автомобилей разрабатываются детали, которые позволяют снизить объемы используемого топлива. Например, этим летом концерн "КАМАЗ" выпустил новую модель, оснащенную двигателем экологического класса "Евро-5", который обеспечивает низкий уровень выброса загрязняющих веществ.

Экологическая логистика

Проект электрогрузовика Tesla Semi

Высокий потенциал имеют электрические грузовики. Так, Mercedes-Benz и Volvo уже представили крупнотоннажные автомобили с электрическими двигателями, а Tesla завершает подготовку к серийному выпуску электрического грузовика Semi.

Безусловно, основное условие для развития экологичной доставки грузов с помощью электротранспорта – это продуманная зарядная инфраструктура. Необходимо, чтобы ее внедрение было стандартизировано по всей стране.

Генеральный директор Hermes Russia Алексей Шулев 

Сами предприниматели относятся к идее перехода компаний на электрический транспорт по-разному: одни считают, что заявления правительства о поддержке данного направлении нереализуемы на практике, другие же – более оптимистичны. Но все сходятся на том, что создать необходимую зарядную инфраструктуру действительно будет нелегко.

Для крупногабаритов тема электроавтомобилей перспективная, но более далекая. Причина – "длинное плечо" (перевозка на большие расстояния – прим.ред.), как следствие – частая смена аккумуляторов. Безусловно, все также упирается и в повсеместное строительство инфраструктуры для зарядки аккумуляторов.

На эффективность экологической политики компании в логистике также влияет работа с водителями над экономичностью езды, снижение расходов топлива, соответственно – меньшее потребление и количество выбросов в атмосферу. Даже 1% снижения расходов топлива влечет пропорциональное снижение выбросов в атмосферу.

Чего ждать в ближайшем будущем? Ждать, безусловно, массового перехода на газовое топливо, приход электрических автомобилей, развитие лизинга в сфере экологичного транспорта. Уже сейчас есть программы лизинга со ставкой 0%, что позволяет с наименьшей финансовой нагрузкой компаниям обновляться в том числе для увеличения уровня экологического транспорта и снижения выбросов.

Генеральный директор ООО "Негабаритика" Вячеслав Бородин

2. Складское хранение. Грамотная организация складского хранения также способствует снижению уровня негативного воздействия на окружающую среду. Логистические компании и предприятия, имеющие большие площади складов, все чаще выделяют деньги на переоборудование помещений, включая оснащение энергосберегающими системами, которые обеспечивают энергоэффективное освещение и низкую теплопотерю. Также на "зеленые" складах предусмотрен сбор, утилизация и переработка бытовых отходов. Это актуальный тренд последнего времени.

Правда, в России сегодня всего несколько складских комплексов соответствуют требованиям международных стандартов "зеленого" строительства. В их числе открытый в 2013 году Главный Дистрибуционный Центр (ГДЦ) компании Oriflame, который сертифицирован в соответствии с международной системой LEED (Leadership in Energy and Environmental Design). Другой пример – открытый в 2012 году индустриальный парк "Южные врата" – сертифицирован в соответствии системой BREEM (Building Research Establishment's & Environmental Assessment Method). Оба объекта расположены в Московской области.

Экологическая логистика

Индустриальный парк "Южные Врата"

По мнению экспертов, несмотря на удорожание стоимости строительства подобных складов на 10-15%, потребление электрической и тепловой энергии может снижаться на 50%, потребление воды — до 40%. Срок окупаемости — 3-7 лет.

3. Упаковка. Упор на рациональную, оптимальную и экологичную упаковку является значимым направлением "зеленой логистики". Многие зарубежные компании используют биоразлагаемую упаковку, а также стремятся к тому, чтобы она была максимально эффективной: предметы упаковываются таким образом, чтобы их можно было разместить сопоставимо их размеру и не оставалось лишнего свободного пространства.

Приведем пример из-за рубежа. Финская бумажная фабрика Kotka Mills покрывает свой картон специальным барьерным составом, который не пропускает воду и жир. В стаканчики из этого материала можно наливать горячие напитки, а в боксы — класть салаты с соусами и бургеры. Эту технологию уже оценил "Макдоналдс".

В качестве недавних российских кейсов крупных компаний можно вспомнить, например, "Яндекс.Лавку", которая в 2020 году заменила упаковку из полистирола на подложки из пульперкартона. А для крупногабаритных грузов эффективный подход к упаковке реализует, например, DHL.

Экологическая логистика

Пульпекартоновая упаковка от "Яндекс.Лавки"

"Зеленая логистика" и государство

Сейчас государственная политика во многом направлена на взимание экологических платежей с тех, кто загрязняет окружающую среду. Вместе с тем постепенно вырабатывается система льгот и освобождения от соответствующих налогов. Плюс, реализуются программы субсидирования экологических корпоративных инициатив.

Так, за последнее время было достаточно много программ по субсидированию лизинга, которые стимулируют логистические компании закупать именно новые автомобили с нулевым пробегом и высоким экологическим классом. Дело в том, что с 2015 года в Россию можно ввозить только автомобили класса не ниже "Евро-5". С 1 июля в ПДД введен запрет на въезд в "чистые" городские зоны автомобилей без экологического класса, а таких подавляющее большинство – по оценкам некоторых экспертов, до 70 %. Здесь речь идет больше о легковом транспорте, но тенденция общая.

В отдельных регионах экологические требования более жесткие. Так, в Москве с 2018 года в рамках экспериментального проекта ввели несколько ограничений на движение грузовых авто. Для грузовиков с экологическим классом ниже "Евро 3" введен запрет на въезд в центральную часть города, которая ограничена третьим транспортным кольцом. Движение по кольцу также не допускается, а для авто, чей класс ниже 2, не разрешается въезжать на МКАД и территорию внутри него.

Стоит отметить, что экологический класс влияет и на величину транспортного налога. Согласно п. 3 ст. 361 Налогового Кодекса РФ от этого показателя зависит установление субъектами Российской Федерации дифференцированной ставки по транспортному налогу в зависимости от степени вреда, который наносит окружающей среде использование транспорта.

Экологическая логистика

Известно, что Минприроды и "Российский экологический оператор" готовят программу субсидирования лизинга оборудования и техники для обращения с твердыми коммунальными отходами. Подобные программы необходимы и в сфере логистики – они помогут компаниям, желающим заниматься "зеленой логистикой" в реализации своих целей. Особенно важна помощь со стороны государства и инвесторов сейчас, ведь логистический сектор серьезно пострадал во время пандемии.

Другая инициатива Минприроды касается экологического сбора. С 1 января 2022 года для упаковки, которая составляет до 50% всего объема твердых коммунальных отходов, предлагается установить стопроцентный норматив утилизации, а в случае несоблюдения назначать выплату экологического сбора.

Определенные виды упаковки в определенный промежуток времени должны просто исчезнуть, и мы должны перейти на экологичную упаковку, как, например, в Европе. Я двумя руками за. Это нужно развивать и фиксировать в нормативных актах. Но бизнес нужно к этому плавно готовить. Тут как раз нельзя делать резких движений, а должна быть утвержденная концепция, и государство должно соблюдать правила игры.

Вице-премьер Виктория Абрамченко

Экологическая логистика

В июне Российский экологический оператор предложил Минприроды и Минпромторгу запретить 28 видов товаров и упаковки, не подлежащих переработке. В перечень попали контейнеры-ракушки, непрозрачные и цветные ПЭТ-бутылки, сложные виды упаковок и пакетов (дойпак, флоупак, кувшин), тюбики для зубной пасты и крема из композитного материала, пластиковые капсулы от кофе, саше-пакеты, блистерная упаковка, за исключением лекарств, пакеты и пленка толщиной менее 20 мм, ложемент из пенопласта для транспортировки товаров, пачки для сигарет из сложносоставных материалов, сумки-сетки для овощей и фруктов.

Решение о переходе на упаковку из того или иного сырья будут уже принимать сами производители. Потребители вряд ли заметят существенную разницу, потому что для обывателя все это называется пластиком. Вряд ли вы заметите разницу в пластиковом стаканчике из ПЭТ или из полистирола, а для экологии она колоссальная.

Генеральный директор РЭО Денис Буцаев

Экологическая логистика

И совсем недавняя новость: в начале сентября на пленарном заседании Восточного экономического форума Владимир Путин заявил, что обязательное оснащение системами непрерывного экологического мониторинга всех российских грузовых портов необходимо закрепить на законодательном уровне. При существенном росте железнодорожных перевозок и перевалки в портах необходимо уделять особое внимание экологическим рискам, и ряд решений на этот счет уже принят, добавил президент.

Многие предприятия уже давно следуют экологическим стандартам. Еще больше – внедряют их прямо сейчас или планируют это сделать в ближайшем будущем. Со стороны правительства также наблюдаются шаги в данном направлении. Но важно, чтобы компании не заявляли заботу об окружающей среде только лишь в целях "зеленого пиара", а законодательные инициативы были осуществимы практически

Прокомментировать
Читайте также
29/09/2021
Заказывают каждые 2 секунды: как "Магнит" вывел на рекордные показатели свой ecommerce
26 сентября был достигнут показатель в 50 тысяч заказов в сутки. При этом стратегия сети не особенно похожа на варианты, выбранные крупными московскими игроками этого рынка. Он там, где их нет... Подробнее
29/09/2021
Какие продукты российские продавцы смогут экспортировать через AliExpress?
На площадке появилась категория “Еда”, ориентированная на российских экспортеров продовольствия. Рассказываем, что там с логистикой, поддержкой экспорта и кто стал первым продавцом в новом разделе маркетплейса... Подробнее
24/09/2021
Сколько стоит маркировка и какие товары будут маркироваться в будущем (инфографика) 1
Все больше товаров на рынке подлежат обязательной маркировке. МойСклад совместно с Национальной Системой Цифровой Маркировки Честный Знак подготовили инфографику, которая поможет разобраться в этапах внедрения маркировки. Также приведен расчет стоимости маркировки в зависимости от типа бизнеса. ... Подробнее
17/01/2014
"Почта России" введет дифференцированные тарифы
Оптовым отправителям и тем, кто сам сортирует свои посылки, обещают скидки... Подробнее
Котлер Ф.
18/05/2002
Маркетинг менеджмент 10 изд. - Целевой рынок и потребности потребителей
Компании поступают наилучшим образом, когда тщательно определяют целевой рынок (рынки), для которого разрабатывается особая маркетинговая программа... Подробнее