Форум
Читайте нас также:

об электронной торговле - для интернет-магазинов и ритейла. портал и сообщество

Форум
E-travel 2014: то, что нас не убьет, сделает нас сильнее?
АВТОРЫ:

E-travel 2014: то, что нас не убьет, сделает нас сильнее?

АВТОРЫ: Павел Сморщков, Игорь Бахарев

Сектор электронного бизнеса, связанный с путешествиями, подошёл к точке неопределённости, уверены эксперты. Oborot.ru постарался опросить разных игроков и понять, чем запомнился туристическому сектору этот год, а также узнать, что ждать впереди.

Время перезаморозки

Ухудшение макроэкономических условий в стране, активное вмешательство государства, падение доверия у населения, а также ограничение выезда за границу для ряда граждан и политическая коньюктура привели к резкому ухудшению условий и состояния рынка, отметили эксперты. 

Основные тренды 2014 года:

  1. Значительное увеличение доли продаж билетов по внутренним направлениям
  2. Падение продаж в среднем ценовом сегменте
  3. Рост продаж в бюджетном сегменте
  4. Существенное сокращение "горизонта планирования" поездок.
  5. Путевки «all inclusive», которые и так пользовались спросом, становятся еще популярней

Так, по данным аналитики онлайн-тревел-агентства (ОТА) Biletix, соотношение продаж по внутренним и внешним авиалиниям в 2014 году составило 62% и 38% соответственно, при том что в 2013 году – 52% и 48%. Средний чек по внутренним рейсам сократился с 7 438 до 7 229 рублей. Доля дешевых авиабилетов "в одну сторону" увеличилась на 7% при сокращении ценового сегмента от 10 000 до 20 000 рублей – наиболее популярного в прошлом году – с 49% до 39%.

По данным онлайн-сервиса OneTwoTrip уже с апреля 2014 года наблюдается снижение среднего чека. К декабрю он уже упал примерно на 10%. При этом доля дешевых билетов (до 5 тыс. рублей) с августа по ноябрь увеличилась на 9%, а доля  более дорогих билетов снизилась.

Темпы роста продаж в онлайн-тревеле с июня начали снижаться, указывают в Biletix. Банкротства туроператоров посеяли панику на рынке и снизили доверие к чартерным авиарейсам. ОТА, продающие чартеры, понесли заметные репутационные и финансовые потери. Кроме того, авиакомпании, например, "Аэрофлот", ограничивают скидки при продаже авиабилетов величиной средней агентской комиссии и запрещают своим агентом сотрудничать с отдельными интернет-ресурсами.

В итоге, обороты сегмента e-travel упали не менее чем на 25-30%, утверждает управляющий директор Tez Tour Димитрис Харитидис.

Причины кризиса

Главная причина неутешительных результатов по итогам года – падение курса рубля относительно большинства мировых валют. Этот процесс получил лавинообразный характер осенью, а с 1 ноября рубль обрушился более чем на 25%, считая по бивалютной корзине (45% евро и 55% американский доллар).

"E-travel-сегмент в полной мере ощущает на себе все последствия резкого ослабления рубля – билеты подорожали, покупательская способность населения снизилась", – указывает Харитидис.

И всё это накладывается на общее снижение потребительской уверенности на фоне роста инфляции и неблагоприятных экономических прогнозов.

На е-travel влияет и общий спад в туристической индустрии. Если согласно предыдущему прогнозу World Tourism Organization отрасль в России в 2014 году должна была вырасти почти на 20%, до $63,5 млрд (4-е место в мире и 2-е – по темпам роста среди крупных рынков), то теперь ожидается падение на 30% по сравнению с 2013 годом. Число туристов должно было вырасти до 16 млн с 18 млн, но в реальности снизится до 11 млн, указывают в онлайн-тревел-агентстве Biletix. Вице-президент Ассоциации туроператоров России (АТОР) Дмитрий Горин оценивает общее падение туристического рынка в России в 40-50% за год.

Причин для отказов от поездки много. Кто-то не может выезжать за границу из-за того, что работает на госслужбе, кого-то остановила резко возросшая стоимость туров, кто-то испугался банкротства туроператоров, перечисляет Горин.

По бизнесу довольно серьёзно ударило внешнеполитическое обострение отношений России почти со всеми европейскими странами, что, помимо прочего, вызвало запрет на выезд за рубеж некоторым категориям "государевых людей". Оказалось, что силовики и чиновники уже сформировали значительную долю спроса на зарубежный туризм. Даже среди скромных госслужащих было немало любителей покупать дорогостоящие туры в далёкие и экзотические страны. И выпадение этого спроса оказалось смертельным для некоторых туроператоров.

Ослабление рубля делает более дорогими прежде всего зарубежные туристические услуги. "Больше всего пострадал выездной сегмент. Мы оцениваем падение по нему в 30-50%", – отмечает Горин. По его оценке, если не наступит валютной стабильности, снижение показателей отрасли в 2015 году составит еще 20-30%.

Обвал курса рубля значительно удорожает авиабилеты за границу, и процесс роста их стоимости стремителен. Только за декабрь эти билеты подорожали на 15%, передало РИА Новости. А генеральный директор агентства по продажам авиабилетов Pososhok Кирилл Фаминский считает, что при дальнейшем падении рубля авиабилеты за рубеж к середине декабря могут подорожать еще на 25-30% в рублёвом выражении.

"Особенно сильно просели традиционные "зимние" азиатские направления, например, Таиланд", – говорит Горин. Хотя долларовая стоимость проживания в этих странах не изменилась, резко повысились рублевые цены на билеты. В результате туры не берут даже со скидками. Устойчиво снижается и интерес к европейским странам. Сейчас на горнолыжных курортах Европы очень много свободных мест, отмечает эксперт.

Пользователь выбирает подешевле

В создавшихся условиях происходит переориентация потребителей на более бюджетные варианты. "Логика потребителей очень проста – отказываться от отпуска они не готовы (в сложные времена люди, наоборот, еще больше хотят отдохнуть и отвлечься), но выбирают наиболее бюджетные варианты", – рассуждает Харитидис. "Сейчас происходят некоторые структурные изменения: пользователи предпочитают внутренние направления международным, а по международным перелетам более популярными становятся демократичные направления, – отмечает управляющий директор OneTwoTrip Михаил Соколов.  

Дорогие европейские страны не в моде. "Пользователи сейчас предпочитают более дешёвые направления и варианты перелетов, но не отказываются от полётов в целом", – заключает Соколов. Так, в турах в Египет наблюдается существенный рост, на 15-30%, отмечает Горин. Мы наблюдаем очень высокий спрос на Египет, есть даже определённый дефицит по некоторым датам, подтверждает Харитидис.

Существенно растет и внутренний туризм. Если на престижных горнолыжных курортах Европы сейчас очень много свободных мест, то курортные зоны Сочи с 27 декабря уже раскуплены почти на 100% и места, особенно недорогие, сложно найти, отмечает Горин. Много людей, начиная с осени, интересуются поездками в столицы и крупные города: Москва, Санкт-Петербург, Казань. Ближе к зиме усилился поток в "новогодние" города, связанные с Дедом Морозом, как то Великий Устюг, Вологда. В целом, рост внутреннего туризма Горин оценивает в 20%.

Неуверенность потребителей приводит к увеличению нестабильности и импульсивности их спроса. В течение года значительно (на 29,5%) сократилась средняя "глубина бронирования" – с 22,8 дня в I полугодии до 17,6 дня во II полугодии 2014 года, отмечают в Biletix.ru. "Сейчас билеты покупают за 2-3 недели до выезда", – подтверждает Горин.

Все эти факторы влияют равно как на офлайн, так и на онлайн.

Возможности e-travel

Тем не менее, кризисные явления дают шанс более гибким, динамичным и удобным для потребителей сервисам, поэтому онлайн-сектор туристического бизнеса получает шанс использовать свои конкурентные преимущества и развиваться дальше. Предпосылки к этому просматриваются.

"Мы ожидаем дальнейшего роста продаж авиабилетов и бронирования отелей в онлайне за счет перемещения пользователей из офлайна, среди которых возрастающее количество индивидуальных путешественников, делающих  свои первые покупки и бронирования в интернете", – предсказывает Соколов.

Банкротства туроператоров также освобождают рынок для онлайна. "Банкротства крупных туроператоров летом 2014 года привели к переходу части их клиентской базы в сегмент самостоятельного бронирования", – отмечает Горин. Они "побуждают все большее количество людей к покупкам билетов и гостиниц онлайн и оплате их как банковскими картами, так и наличными в пунктах приема платежей", отмечает Соколов.

Наконец, большая динамичность и интерактивность онлайна – дополнительный ресурс для перехвата клиентов с учётом большей импульсивности и подвижности их спроса во времени, о чём говорилось выше.

Проблемы etravel

Некоторые экономические и политические риски неоднозначно скажутся на развитии e-travel в России, считают в Biletix.ru. "Отрасль будет вынуждена адаптироваться к принятым поправкам в закон о персональных данных и намерениям по созданию отечественной дистрибутивной системы бронирования", – предупреждает руководитель Biletix.ru Александр Сизинцев.

Впрочем, результаты попыток создания «национальных» систем бронирования авиабилетов и отелей в пику буржуазным Tripadviser и Booking.com пока неопределённы. А закон о персональных данных отрицательно скажется больше на иностранных игроках.

А вот смещение продаж в пользу внутренних авиаперевозок приводит к снижению "маржинальности" (прибыльности) онлайн-тревел-агентств, поскольку эти билеты дешевле.

Среди особых рисков для онлайн-тревела Biletix.ru выделяет то, что поставщики развивают собственные онлайн-продажи, вознаграждение от авиакомпаний снижается, доходность не метапоисковиках падает, снижается эффективность работы онлайн-тревел-агентств, а многие люди продолжают не доверять онлайну.

Всё это может оказаться критичным, поскольку в электронном секторе у тревел-агентств существует тот же системный риск, который привёл к банкротству ряда туроператоров: они работают на оборот, а не на прибыльность. Поэтому нельзя исключать сходных процессов ухода ряда мелких игроков и консолидации рынка. "Многие игроки не смогут предложить качественный сервис по доступным ценам и уйдут с рынка, благодаря чему крупные компании будут расти опережающими темпами", – предсказывает Соколов.

Соответственно, несмотря на отсутствие особых искусственных ограничений на вход в отрасль, сложности могут возникнуть у возможных новых бизнесов, стартапов, считают в Biletix.ru. Они связаны с преимуществами у уже существующих игроков. Велик порог вхождения, основная доля рынка поделена между несколькими крупными игроками, существуют особые условия поставщиков для старых и крупных игроков. Кроме того, есть риск неприятия аудиторией технологических новинок.



Прокомментировать


:D
:)
:(
:o
:shock:
:?
8)
:lol:
:x
:P
:oops:
:cry:
:evil:
:twisted:
:roll:
:wink:
:!:
:?:
:idea:
:arrow:
:|
:mrgreen:
.

Читайте также

Что делать с ценами ИМ импортерам в текущей ситуации с рублем ? 35

Фролик: Само собой поставщики цены явно подкрутят после январских праздников, хотя сейчас многие уже это сделали, причем товар у них может быть еще закуплен по…
E5.ru закроется с наступлением Нового года
E5.ru закроется с наступлением Нового года

X5 Retail Group объявила о решении закрыть интернет-магазин "E5.ru". С 10 декабря магазин перестанет принимать заказы, а 1 января 2015 года площадка будет закрыта
Российский пользователь мало покупает и верит соцсетям
Российский пользователь мало покупает и верит соцсетям

Лишь 34% россиян предпочитают онлайн-шопинг офлайновому. Россиян в целом больше интересует общение в социальных сетях








2001 - 2017 © Оборот.ру. Все права защищены