подписка
Подписаться
04/08/2023

Гиперлокальная доставка: что это такое, кому подходит, тенденции и перспективы

Гиперлокальная доставка: что это такое, кому подходит, тенденции и перспективы

В России тренд на ускорение доставки был обозначен давно, и до сих пор не теряет свою актуальность. За несколько лет компании научились доставлять заказы на следующий день — сначала локально в рамках одного города, затем между регионами. Затем шагнули дальше, и доставка день-в-день стала реальной.

В чем суть гиперлокальной доставки? Какому бизнесу такой формат особенно необходим? Какие имеет плюсы и минусы? И какие модели работы существуют? На все эти вопросы нам помогла ответить компания Dalli. Также в материале были использованы данные исследовательского агентства Data Insight и диджитал-агенства Aim digital. 

Что такое гиперлокальная доставка

Гиперлокальную доставку можно отнести к категории срочной, при этом за счет сильной ограниченности зоны данный формат существенно превосходит стандартную по скорости. Суть гиперлокальной доставки состоит в том, что отгрузка заказа/товара покупателю происходит напрямую со склада ближайшего к получателю офлайн-магазина, который расположен в радиусе 4 -10 км. 

При корректно организованном процессе гиперлокальная доставка позволяет серьезно сократить время за счет минимизации логистических издержек, вследствие чего растет уровень лояльности покупателей, выкуп и объемы реализуемой продукции. При стандартной доставке на "последнюю милю" требуется бОльшее количество времени и ресурсов (забор, доставка на склад, складская обработка заказов, выдача курьерам) — соответственно, увеличивается себестоимость и замедляется скорость. 

Какому бизнесу особенно нужна гиперлокальная доставка

У каждого интернет-магазина есть потребитель, которому товар нужен "здесь и сейчас". Рассматривая гиперлокальную доставку в этой плоскости, можно говорить, что это  удачное решение с точки зрения удобства для получателя и скорости.  Рассуждая о том, насколько гиперлокальный формат доставки интересен и выгоден ритейлеру, следует исходить из его целей, потребностей, клиентского опыта и ресурсной базы.

Пару лет назад гиперлокальную доставку делали food-сервисы. Быстро сориентировались и предложили такое же решение для доставки товаров повседневного спроса и крупные ритейлеры. Но никто и российских курьерских компаний на тот момент времени не реализовал гиперлокальную доставку для других категорий товаров.

В общем смысле, гиперлокальная доставка эффективно работает при высокой плотности покрытия офлайн-точками, которая, например, имеется у крупных сетевых ритейлеров с разветвленной сетью магазинов. Востребованность такого формата у среднего и крупного бизнеса объясняется как возможностью оптимизации логистических затрат (когда при больших объемах онлайн-продаж себестоимость одной доставки снижается), так и повышением клиентской лояльности. 

Dalli

В свою очередь, для узкой сети магазинов с маленьким объемом онлайн-продаж гиперлокальную доставку при всех ее плюсах сложно будет сделать прибыльной.

Еще одним важным условием является наличие технической возможности на стороне ритейлера в режиме реального времени рассчитать количество и глубину товарных остатков в каждом офлайн-магазине. 

Согласно оценке Data Insight, наиболее востребованная у потребителей товарная категория для срочной доставки — готовая еда и продукты. С ней же так или иначе связаны большинство крупных игроков. Другие товарные категории, в которых заметен спрос на срочную доставку: лекарства, техника, одежда, цветы.

Распространение и востребованность срочной доставки сильно различаются в зависимости от товарной категории, с которой работает магазин. Быстрее всего покупатели могут получить цветы и продукты — доставка за несколько часов есть у 81% цветочных и 62% продовольственных магазинов, а доставка в тот же день — у 95% магазинов этих двух сегментов.

Screenshot_9

Доли магазинов, предлагающих доставку за несколько часов

Преимущества и недостатки

Чем привлекательна гиперлокальная модель доставки:

  • Повышенный спрос (в случае с некоторыми категориями товаров) и высокая частота использования.
  • Возможность дополнительного сервиса без прямой доплаты со стороны клиента.
  • Высокая плотность заказов позволяет быть ближе к клиентам и доставлять за одну поездку несколько заказов. 

Сложности:

  • Плотность заказов напрямую зависит от числа домохозяйств в радиусе доставки. Если посмотреть на карту мира, то действительно "плотных" городов не так много.
  • Отсутствие платы за заказ и минимального размера корзины. Доступность сервиса приучает покупателей совершать небольшие заказы. Низкий средний чек ограничивает возможность выхода на позитивную экономику.

День в день, экспресс или по клику? Какими бывают временные интервалы доставки и как выбрать свой


Модели работы 

Срочная доставка подразумевает модели, которые отличаются от организации обычной доставки. В частности, сейчас на российском рынке срочную доставку организовывают чаще всего двумя способами: через дарксторы (или другие промежуточные склады) и при помощи большого штата курьеров. У классических курьерских служб срочная доставка занимает небольшую долю.

Существует три основных модели: сборка с полок в магазине, дарксторы и гибридные варианты. Коротко рассмотрим каждую из них.

Сборка с полок в магазине

Сборка с полок предполагает наличие магазина, функционирующего стандартным образом. В нем дежурят сборщики — сотрудники магазина или сторонней компании. Они получают заказы через специальные приложения и отбирают товары непосредственно из того ассортимента, который выложен на полках. Сборка заказа происходит прямо перед доставкой, приоритет получают более срочные заказы. Собранные заказы передаются водителям, которые развозят их по адресам.

Обеспечить срочность позволяет подготовительная работа — необходимо, чтобы район, относящийся к складу или даркстору, был сравнительно небольшим, все необходимые товары уже были на складе, а курьеры были готовы отнести их по адресу. Детали реализации, связанные со сборкой заказов и работой промежуточной точки, могут отличаться.

645bf8aafab75ce5f8142162e55c38e004635f86_1280_853_c

Эта модель удобна, в первую очередь для гипермаркетов, таких как Метро или Ашан, — благодаря большим площадям сборщики не мешают обычным покупателям. А, например, ВкусВилл, который до недавнего времени также использовал эту модель, собирается отказаться от нее в пользу дарксторов — именно потому, что при большом потоке заказов сборка заказов в магазине сравнительно небольшого размера становится неудобной.

Данная модель остается уязвимой по маржинальности в сравнении с аналогичной моделью доставки ресторанов. Такая модель сильно зависима от роста среднего чека. Средний чек должен быть выше на 20-30%, чтобы достичь аналогичного ресторанному уровня валовой прибыли.

Среди преимуществ: широкий ассортимент, быстрое масштабирование, отсутствие капитальных инвестиций. Недостатки: сложно добиться высокого качества сборки, долгое время сборки, невозможность влиять на ассортимент, наличие продукции и ценообразование.

Дарксторы

Даркстор (англ. dark store) — это магазин без покупателей, в котором собирают заказы, сделанные через интернет. Слово "темный" в названии означает, что покупатели не могут сюда попасть — как и на обычный склад. По сути даркстор и представляет собой склад, организованный как магазин. Все товары распакованы и расставлены на полках по отделам — это помогает увеличить скорость сборки заказов .

В отличие от складов, дарксторы можно располагать в черте города, причем прямо внутри населенных районов. Благодаря этому также увеличивается скорость доставки: каждый даркстор работает с определенными адресами, которые расположены на расстоянии 15-20 минут пути на велосипеде. Это позволяет обеспечить быструю доставку.

Гиперлокальная доставка: что это такое, кому подходит, тенденции и перспективы

Данный подход предполагает наличие большого количества свободных курьеров, которые равномерно распределены по населенным районам города — так, что, когда приходит заказ на срочную доставку, рядом всегда оказывается кто-то, кто может сразу начать его выполнять.

Эту модель работы сложно реализовать с нуля:

  • Во-первых, необходимо обеспечить достаточное число курьеров для срочной доставки произвольного заказа. При этом у курьеров должна быть постоянная равномерная занятость.
  • Во-вторых, магазины должны нанимать курьеров в штат, то есть делать выплаты в пенсионный фонд и фонд социального страхования, оплачивать отпуска и больничные. Это не дает возможности нанять необходимое количество курьеров и снижает уровень зарплат.
  • В-третьих, компании сталкиваются с дефицитом курьеров.

Схема работы службы срочной доставки, основанная на большом количестве исполнителей, хорошо подходит для агрегаторов такси. Водители получают заказы на доставку вместе с обычными заказами на перевозку пассажиров. При этом начать работать в доставке проще, чем в такси: не нужна лицензия, отсутствуют требования к машине. Агрегаторы доставки, как правило, сотрудничают с курьерами как с самозанятыми — это позволяет избежать выплаты налогов и поддерживать более высокий уровень зарплаты курьерам.

Общая экономика для данной модели выглядит привлекательно в сравнении с альтернативными моделями за счет более высокой валовой прибыли, которая будет считаться от суммы чека за вычетом себестоимости товаров и составит около 30%.

С точки зрения клиентского предложения модель даркстора выигрывает у сборки в партнерских магазинах возможностью управлять ассортиментом, высоким качеством исполнения заказа, скоростью выполнения заказа за счет помещений оптимизированных под быструю сборку.

Но есть и своя специфика — для выхода на операционные показатели есть требования к размеру среднего чека и плотности заказов, что делает ее ограниченной к масштабированию за пределами крупных городов. В свою очередь, склад нужно нагрузить заказами, чтобы он работал на высокой утилизации и становился прибыльным.

Aim digital

Гибридный формат

Крупные компании в поисках более высокой эффективности и скорости используют преимущества различных моделей доставки, и данная тенденция будет только развиваться.

На данный момент инфраструктуру для гибридной модели строят торговые сети, взаимодействуя с розничными магазинами и одновременно открывая дарксторы. Такой формат развивают, например, "Вкусвилл", "Магнит", Х5 Group.

Прокомментировать
Читайте также
Екатерина Смирнова
Ст. менеджер по работе с клиентами, PlayToday
17/08/2023
Службе доставки Dalli исполняется 10 лет - обсуждение 17
С днем рождения DAlli.

Безумно приятно работать с компанией, которая идет в ногу со временем, постоянно развивается и улучшает качество своих услуг. 

Желаю и дальше развиваться в таком же темпе и радовать своих клиентов отличным сервисом.

Смирнова Екатерина, 
компания PlayToday Свернуть
С днем рождения DAlli. Безумно приятно работать с компанией, которая идет в ногу со временем, постоянно развивается и улучшает качество своих услуг.  Желаю и дальше развиваться в таком Еще...
Форум Ведение бизнеса Доставка и логистика
04/08/2023
"Почта России" запустила прямую авиадоставку посылок в Грузию
Самолеты Sukhoi Superjet 100 будут ежедневно совершать рейсы в Тбилиси из международного аэропорта Внуково. Среднее время пути посылки или иного отправления из России в Грузию сократится на 2–3 дня... Подробнее
03/08/2023
Яндекс Еда организовала обучение ораторскому искусству и телефонному этикету для своих курьеров
Понятно, что эта образовательная программа коснулась не всех курьеров Яндекс Еды, и даже не всех курьеров их элитного направления Ultima. Упор был сделан в первую очередь на soft skills. Так а чему конкретно там учили?... Подробнее
02/08/2023
Wildberries возвращает некоторым штрафы, списанные еще в прошлом году 1
Да, не всем. Но случаев достаточно много. Селлеры описывают конкретные обстоятельства, и становиться понятно, что речь идет о явно ошибочных начислениях. Самая большая сумма - 800 тыс руб - вернулась на фоне решения суда... Подробнее
Владимир И.
Руководитель отдела логистики и доставки, Торговля (Красота и здоровье, мини-компания)
27/07/2023
Наложенный платеж за заказы в Беларуси 1
Владеет ли кто-нибудь информацией, есть курьерские компании, которые имеют возможность принимать наложенный платеж в Республике Беларусь за интернет-заказы, отправленные из РФ?
Форум Ведение бизнеса Доставка и логистика