Кросс-докинг: что это такое, плюсы и минусы, кому подходит, примеры применения
Кросс-докинг (или сквозное складирование) — это процесс приемки и отгрузки грузов через склад напрямую, без размещения в зоне долговременного хранения.
Какие у технологии преимущества и недостатки? Почему она подходит не всем? И какие у нее перспективы? На основные вопросы о кросс-докинге отвечают эксперты компании MTL Group.
Что такое кросс-докинг
Кросс-докинг — это ряд логистических операций внутри цепочки поставок, направленных на приемку товара от поставщиков, отгрузку со склада и доставку грузополучателю без этапа хранения на складе. Таким образом, исключая время складской обработки товара, можно значительно ускорить процесс его передачи клиенту.
На деле кроссдокинг зачастую выглядит, как перегрузка товара между транспортными средствами. Главной особенностью успешной операции является точная координация графика каждого из участников.
Но в этой, казалось бы, успешной технологии есть и один минус — увеличивается количество задействованного транспорта при дроблении существующей поставки на более мелкие отгрузки. Следовательно, нужно обеспечивать четкое построение и организацию всех процессов, чтобы исключить длительный простой транспорта или порчи груза.
Виды кросс-докинга
Существует несколько видов кросс-докинга:
- Одноэтапный кросс-докинг. При использовании этой схемы работы груз проходит через склад в качестве неизменного отдельного заказа. И на каждом из заказов или его частей указывается его номер, поставщик, грузополучатель, которому товар будет перенаправлен и перечень того, что находится внутри упаковки. Дополнительно, указывают условия хранения и транспортировки. Это фактически такой "черный ящик", который не вскрывается.
- Двухэтапный кросс-докинг. Согласно этому решению, прибывший груз заново комплектуется, маркируется, переоформляется и только потом отправляется конечным заказчикам.
- Трехэтапный кросс-докинг. Это один из самых сложных типов схемы работы. Ведь нужно консолидировать несколько разных грузов и координировать всех поставщиков. После этого все грузы подвергаются перегруппировке. В итоге сформированные заново партии товара отправляются конечному покупателю.
Для двух- и трехэтапного кросс-докинга на складе должна быть предусмотрена зона комплектации, а каждая единица товара промаркирована соответствующими обозначениями.
Но какую бы схему работы ни выбрал бы промежуточный владелец груза, в ней не подразумевается резервное место для хранения груза. И предполагается, что этот товар уже зарезервирован под клиента.
Классификация кросс-докинга предусматривается не только по количеству этапов работ, но и по их видам:
- Замена транспортного средства на складе. Самый простой вид кросс-докинга, при котором из одной машины товар перегружается в другую. Груз при этом не подлежит никаким изменениям.
- Консолидация грузов. Формирование доставки грузоотправителю путем перегрузки товара от нескольких поставщиков в одну машину для формирования одного итогового заказа.
- Расконсолидация груза от одного поставщика. Груз, прибывающий на склад от одного поставщика, расформировывается и укомплектовывается для нескольких клиентов.
- Расконсолидация груза от нескольких поставщиков. Груз, приходящий от нескольких поставщиков, расформировывается, а также укомплектовывается для различных грузополучателей. При этом одному грузополучателю формируется доставка с товаром от разных поставщиков.
- Подсортировка со склада. Эта схема возможна при всех вышеуказанных видах. В конечную машину просто добавляется товар со склада.
При всех видах кроссдокинга общая или несколько товарных накладных делятся на индивидуальные, либо переформируются, кроме варианта с заменой транспортного средства. Хотя это тоже зависит от пожеланий предпринимателя, организующего кросс-докинг.
Преимущества и недостатки кросс-докинга
Увеличение онлайн-заказов, расширение географии покупок и приоритет на быструю и точную отгрузку заставляют многих задуматься о применении этой технологии.
9 причин, почему стоит рассмотреть кросс-докинг как решение для бизнеса:
- Увеличивается скорость комплектации и доставки товаров конечному покупателю.
- Уменьшается необходимость в складской технике или снижается количество ее единиц.
- Снижается количество необходимых сотрудников на складах.
- Уменьшается арендная и обслуживаемая площадь при увеличении эффективности работы склада.
- Появляется возможность работы с большим количеством поставщиков и клиентов.
- Уменьшается количество запасов на складе.
- При грамотной организации снижается или сводится к минимуму количество ошибок.
- Пропадает необходимость в ротации товаров и их списании по причине вышедшего срока хранения.
Но несмотря на очевидные преимущества кросс-докинг имеет ряд ограничений и сложностей:
- Если интенсивность товарооборота по этой схеме значительная, то нужна грамотная организация площадки. Особенно, если предусматриваются какие-либо дополнительные операции. Сам же товар должен быть хорошо упакован, и каждая единица промаркирована.
- При больших объемах работ необходимо разработать схему движения транспортных потоков на складе.
- Для работы с кросс-докингом необходима система управления складом (WMS) и ее взаимодействие с системой управления предприятием (ERP).
- При неправильной организации процесса возможны значительные простои.
- И последнее, но одно из значимых ограничений – площадь склада.
Помимо ограничений, как и любой другой процесс, у кросс-докинга есть свои недостатки:
- Отсутствует контроль количества и качества товара в одной грузовой единице.
- Сложность в организации взаимодействия WMS- и ERP-систем. Хотя сейчас, в период тотальной цифровизации, это уже мало кого пугает.
- Формат не предусматривает внутритарный контроль количества и качества принимаемого и отгружаемого товара, как на уровне складского места, так и на уровне грузовой единицы, что в последующем может привести к разногласиям между поставщиком и грузополучателем, а также оператором кросс-докинга;
- Необходима взаимосвязь между WMS-системой оператора кросс-докинга и ERP-системой поставщика и грузополучателя (необходимо учитывать, что как поставщиков, так и грузополучателей может быть множество, что приводит к довольно сложной и развитой системе IT), в противном случае возникают проблемы с оформлением и формированием отгрузки с юридической точки зрения (точки перехода материальной ответственности за товар).
Какими характеристиками должен обладать склад для кросс-докинга
Конечно, перегрузить товар можно на обочине дороги и тогда это тоже можно считать подобием кросс-докинга. Но все же для хорошо функционирующего процесса необходимы некоторые условия:
1. Отдельное помещение или площадка желательно прямоугольной формы для максимально возможного расположения доков. При этом иногда кросс-докинг сочетается со складом. И тогда для стандартного склада необходимо сделать углубление или отдельную комнату. Но отличие от обычного склада помещение может быть невысоким.
2. Большое количество дверей и/или ворот для погрузо-разгрузочной техники. Минимум 1 дверь на 200-500 кв.м. В этом случае неприменимы колонны. Желательно предусмотреть единое пространство без перегородок. И все же на планировку и структуру склада для кросс-докинга будет влиять организация самого процесса.
Но все же есть определенные основные зоны, которые должны быть независимо от технологии:
- зона разгрузки транспортных средств
- зона приемки товара
- основная зона временного хранения
- зона комплектации заказов
- зона погрузки товара в транспортное средство.
Зоны нельзя смешивать для предупреждения ошибок.
3. Наличие необходимой погрузочной техники.
4. И к последней, правда, не самой значимой характеристике склада, можно отнести наличие сортировочных систем для ускорения переформирования заказов.
Но прежде чем принимать решение о необходимости склада для кросс-докинга, следует оценить товаропоток интернет-магазина. Возможно, для оптимизации логистики достаточно внедрить более функциональную систему учета.
Кому подходит кросс-докинг. Условия для внедрения
Важно понимать, что кросс-докинг подходит не каждому бизнесу — необходимо заранее попытаться ответить на вопрос, способен ли данный формат увеличить производительность и удовлетворить запросы конечных потребителей в каждом конкретном случае.
Считается, что максимально эффективным кросс-докинг становится, когда товарооборот компании-поставщика достаточно высокий, хранение товара обходится дорого. Или если фирма занимается сезонной продукцией, которую нет смысла долго хранить на складе. И, наконец, когда крупные поставки товара идут с определенным промежутком одному и тому же дистрибьютору
Несмотря на кажущуюся простоту и удобство кросс-докинга, он подходит далеко не всем компаниям. От такого вида складирования придется отказаться, если нет подходящей инфраструктуры, транспортный парк мал и нет хорошей IT-системы для логистики.
Причины, по которым предприниматели или логистические компании используют технологию кросс-докинга:
- торговля ассортиментом с ограниченным сроком хранения (молочная продукция, свежие рыба и мясо, овощи и фрукты) и регулярно покупаемым товаром;
- продажа маркированных товаров, которые не требует проверки в процессе приемки, т.е. исключены ошибки, недостача или пересортица;
- необходима максимально быстрая доставка (участие в акциях, маркетинговые стратегии);
- отсутствует свободное место на складе;
- консолидация заказа при приемке составляющих от нескольких поставщиков;
- взаимодействие со многими дистрибьюторами и торговыми точками;
- необходима перекомплектация большого количества грузов;
- регулярные отправки небольших партий из широкого ассортимента.
На рынке услугу кросс-докинга предоставляют компании, у которых есть собственный склад и штат логистов, работающих с поставщиками интернет-магазина. Стоимость комплектации обычно зависит от количества SKU или единиц в заказе. Специалисты также занимаются возвратами, а при необходимости могут осуществить раскомплектацию и отправку товара назад поставщикам.
Технологию кросс-докинга можно организовывать и собственными силами компании. Но в любом случае он должен быть привязан к месту формирования товарной партии: если не оператором кросс-докинговой платформы, то поставщиком.
Примеры применения и перспективы
Сейчас в классическом виде кросс-докингом пользуется небольшой процент российских компаний — ввиду описанных выше недостатков, а также сложностей при расчете точного времени прихода грузов и отсутствия необходимого количество машин для перегрузки товара.
Из известных компаний технологию активно применяют на распределительных центрах такие крупные ритейлеры, как "Магнит", "Пятерочка", "Метро", "Лента".
В то же время кандидат технических наук, сотрудник Ташкентского государственного транспортного университета Аваз Мерганов отмечает, что управление складами на основе принципов кросс-докинга в последние годы усиливается, чему способствует активная цифровая трансформация экономики. И несмотря на проблемы применимости технологии, можно увидеть и положительные прогнозы в сторону развития практики сквозного хранения.
... Подробнее
аудиторской компании "Интерэкспертиза" и ведущей
рассылок "Основы финансового анализа" и
"Как бухгалтер бухгалтеру..."... Подробнее