подписка
Подписаться
18/11/2021

Кросс-докинг: что это такое, плюсы и минусы, кому подходит, примеры применения

Кросс-докинг: что это такое, плюсы и минусы, кому подходит, примеры применения

Скорость и точность логистических процессов влияют на конечную стоимость товара и издержки продавца, дистрибьютора или производителя. Уменьшить количество ошибок и время хранения товара на складе можно при помощи далеко не новой, но эффективной технологии обработки товара – кросс-докинг.

Упрощая логистическую цепочку, этот метод не только обеспечивает доставку точно в срок, но и снижает время пребывания товара на складе, что позволит снизить затраты на логистику и хранение. На основные вопросы о кросс-докинге отвечают эксперты компании "МультиТрансЛогистик". 

 

Что такое кросс-докинг

Если говорить о дословном определении кросс-докинга, то, обращаясь к переводчику, мы видим – cross "напрямую; пересекать" + docking "стыковка; причаливание". Фактически же кросс-докинг – это ряд логистических операций внутри цепочки поставок, направленных на приемку товара от поставщиков, отгрузку со склада и доставку грузополучателю без этапа хранения на складе. Таким образом, исключая время складской обработки товара, можно значительно ускорить процесс его передачи клиенту.

Screenshot_18

На деле кроссдокинг зачастую выглядит, как перегрузка товара между транспортными средствами. Главной особенностью успешной операции является точная координация графика каждого из участников. Но в этой, казалось бы, успешной технологии есть и один минус – увеличивается количество задействованного транспорта при дроблении существующей поставки на более мелкие отгрузки, нужно четкое построение и организация всех процессов, чтобы исключить длительный простой транспорта или порчи груза.

Виды кросс-докинга

Существует несколько видов кросс-докинга:

  1. Одноэтапный кросс-докинг. При использовании этой схемы работы груз проходит через склад в качестве неизменного отдельного заказа. И на каждом из заказов или его частей указывается его номер, поставщик, грузополучатель, которому товар будет перенаправлен и перечень того, что находится внутри упаковки. Дополнительно, указывают условия хранения и транспортировки. Это фактически такой "черный ящик", который не вскрывается.
  2. Двухэтапный кросс-докинг. Согласно этому решению, прибывший груз заново комплектуется, маркируется, переоформляется и только потом отправляется конечным заказчикам.
  3. Трехэтапный кросс-докинг. Это один из самых сложных типов схемы работы. Ведь нужно консолидировать несколько разных грузов и координировать всех поставщиков. После этого все грузы подвергаются перегруппировке. В итоге сформированные заново партии товара отправляются конечному покупателю.

Для двух- и трехэтапного кросс-докинга на складе должна быть предусмотрена зона комплектации, а каждая единица товара промаркирована соответствующими обозначениями.

Но какую бы схему работы ни выбрал бы промежуточный владелец груза, в ней не подразумевается резервное место для хранения груза. И предполагается, что этот товар уже зарезервирован под клиента.

Классификация кросс-докинга предусматривается не только по количеству этапов работ, но и по их видам:

  1. Замена транспортного средства на складе – самый простой вид кросс-докинга, когда из одной машины товар перегружается в другую. Груз при этом не подлежит никаким изменениям.
  2. Консолидация грузов означает формирование доставки грузоотправителю путем перегрузки товара от нескольких поставщиков в одну машину. При этом формируется один итоговый заказ.
  3. Расконсолидация груза от одного поставщика. При этом виде кросс-докинга, груз, прибывающий на склад от одного поставщика, расформировывается и укомплектовывается для нескольких клиентов.
  4. Расконсолидация груза от нескольких поставщиков. Груз, приходящий от нескольких поставщиков, расформировывается и также укомплектовывается для различных грузополучателей. При этом одному грузополучателю формируется доставка с товаром от разных поставщиков.
  5. Подсортировка со склада. Эта схема возможна при всех вышеуказанных видах. В конечную машину просто добавляется товар со склада.

При всех видах кроссдокинга общая или несколько товарных накладных делятся на индивидуальные, либо переформируются, кроме варианта с заменой транспортного средства. Хотя это тоже зависит от пожеланий предпринимателя, организующего кросс-докинг.

Преимущества и недостатки кросс-докинга

Увеличение онлайн-заказов, расширение географии покупок и приоритет на быструю и точную отгрузку заставляют многих задуматься о применении этой технологии.

9 причин, почему стоит рассмотреть кросс-докинг как решение для бизнеса:

  1. Увеличивается скорость комплектации и доставки товаров конечному покупателю.
  2. Уменьшается необходимость в складской технике или снижается количество ее единиц.
  3. Снижается количество необходимых сотрудников на складах.
  4. Уменьшается арендная и обслуживаемая площадь при увеличении эффективности работы склада.
  5. Появляется возможность работы с большим количеством поставщиков и клиентов.
  6. Уменьшается количество запасов на складе.
  7. При грамотной организации снижается или сводится к минимуму количество ошибок.
  8. Пропадает необходимость в ротации товаров и их списании по причине вышедшего срока хранения.

Но несмотря на очевидные преимущества кросс-докинг имеет ряд ограничений и сложностей:

  1. Если интенсивность товарооборота по этой схеме значительная, то нужна грамотная организация площадки. Особенно, если предусматриваются какие-либо дополнительные операции. Сам же товар должен быть хорошо упакован, и каждая единица промаркирована.
  2. При больших объемах работ необходимо разработать схему движения транспортных потоков на складе.
  3. Для работы с кросс-докингом необходима система управления складом (WMS) и ее взаимодействие с системой управления предприятием (ERP).
  4.  При неграмотной организации процесса возможны значительные простои.
  5. И последнее, но одно из значимых ограничений – площадь склада.

Помимо ограничений, как и любой другой процесс, у кросс-докинга есть свои недостатки:

  1. Отсутствует контроль количества и качества товара в одной грузовой единице.
  2. Сложность в организации взаимодействия WMS- и ERP-систем. Хотя сейчас, в период тотальной цифровизации, это уже мало кого пугает.

Недостатки технологии кросс-докинга:

  • не предусматривает внутритарный контроль количества и качества принимаемого и отгружаемого товара, как на уровне складского места, так и на уровне грузовой единицы, что в последующем может привести к разногласиям между поставщиком и грузополучателем, а также оператором кросс-докинга;
  • необходима взаимосвязь между WMS-системой оператора кросс-докинга и ERP-системой поставщика и грузополучателя (необходимо учитывать, что как поставщиков, так и грузополучателей может быть множество, что приводит к довольно сложной и развитой системе IT), в противном случае возникают проблемы с оформлением и формированием отгрузки с юридической точки зрения (точки перехода материальной ответственности за товар).

Какими характеристиками должен обладать склад?

Конечно, перегрузить товар можно на обочине дороги и тогда это тоже можно считать подобием кросс-докинга. Но все же для хорошо функционирующего процесса необходимы некоторые условия:

1. Отдельное помещение или площадка желательно прямоугольной формы для максимально возможного расположения доков. При этом иногда кросс-докинг сочетается со складом. И тогда для стандартного склада необходимо сделать углубление или отдельную комнату. Но, отличие от обычного склада помещение может быть невысоким.

CWI_T3

2. Большое количество дверей и/или ворот для погрузо-разгрузочной техники. Минимум 1 дверь на 200-500 кв.м. В этом случае неприменимы колонны. Желательно предусмотреть единое пространство без перегородок. И все же на планировку и структуру склада для кросс-докинга будет влиять организация самого процесса.

Но все же есть определенные основные зоны, которые должны быть независимо от технологии:

  • зона разгрузки транспортных средств
  • зона приемки товара
  • основная зона временного хранения
  • зона комплектации заказов
  • зона погрузки товара в транспортное средство.

Зоны нельзя смешивать для предупреждения ошибок.

3. И к последней, правда, не самой значимой характеристике склада, можно отнести наличие сортировочных систем для ускорения переформирования заказов.

Примеры применения

Яркими примерами, где используется кросс-докинг, могут стать распределительные центры или компании, занимающиеся поставкой комплектующих для оборудования. Ну и, конечно же, его в большей мере используют производители скоропортящихся товаров, где каждый час на счету.

Причины, по которым предприниматели или логистические компании используют технологию кросс-докинга у каждого свои, но, в основном, это:

  • торговля ассортиментом с ограниченным сроком хранения (молочная продукция, свежие рыба и мясо, овощи и фрукты) и регулярно покупаемым товаром;
  • продажа маркированных товаров, которые не требует проверки в процессе приемки, т.е. исключены ошибки, недостача или пересортица;
  • необходима максимально быстрая доставка (участие в акциях, маркетинговые стратегии);
  • отсутствует свободное место на складе;
  • консолидация заказа при приемке составляющих от нескольких поставщиков.
Прокомментировать
Читайте также
19/11/2021
Wildberries затевает стройку огромного склада в Ставрополье 2
Новый распределительный центр ритейлера появится на территории ТОСЭР "Невинномысск". В новом проекте впечатляет все: и площади объекта, и размер инвестиций, и количество новых рабочих мест... Подробнее
08/04/2021
Товары в вечном резерве: подлый способ борьбы с конкурентами на Ozon 11
Товары конкурентов можно убирать из поисковой выдачи маркетплейса, постоянно отправляя их в резерв. Такое предположение сделали продавцы, торгующие на Ozon, на основе конкретного случая.... Подробнее
Денис Завидонский
Руководитель интернет-агентства , discript.ru
18/02/2021
Обзор CRM-систем для интернет-магазинов: плюсы и минусы
CRM — очень полезная штука, которая упрощает порядок взаимодействия с клиентами. Рассмотрим основные продукты на рынке... Подробнее
Евгений Синяков, генеральный директор компании Pharmlogic projects
07/10/2008
Логистика интернет-магазина
Казалось бы, основное отличие интернет-торговли от торговли обычной – в том, что мы не можем посмотреть покупателю глаза в глаза, а он не может потрогать наш товар. На самом деле, отличия более существенны. Отличия – в скорости процессов, в скорости принятия решений, в том, что используется уникальное программное обеспечение, и, наверное, в том, что прохождение товара через логистическую цепочку сильнее упорядочено, потому что флуктуации спроса в электронной торговле более значительны... Подробнее
Анастасия Титаева, главный бухгалтер аудиторской компании 'Интерэкспертиза' и ведущая рассылок
19/12/2001
Доставка товара как составляющая договора поставки
Предлагаемая вашему вниманию статья – это своего рода мини-справочник для бухгалтера и юриста, где подробно разбираются все вопросы, так или иначе связанные с доставкой товара от поставщика продавцу и от продавца покупателю. Статья была написана специально для Oborot.ru Анастасией Титаевой, главным бухгалтером
аудиторской компании "Интерэкспертиза" и ведущей
рассылок "Основы финансового анализа" и
"Как бухгалтер бухгалтеру..."... Подробнее