Чем платят в российских интернет-магазинах?
Руководитель отдела по работе с клиентами группы компаний Assist Диана Полехина
Какими платежными средствами покупатели расчитываются в российских интернет-магазинах? Когда они откажутся от пластиковых банковских карт? Зачем интернет-магазину подключать Apple Pay, Android Pay и Samsung Pay? Группа компаний Assist выделила самые важные тренды в сфере онлайн-платежей в ecommerce.
Слухи о скорой смерти банковской карты слегка преувеличены
Рассуждая о развитии финтех-отрасли, ряд экспертов предсказывает скорый конец эпохи пластиковых банковских карт и замену их альтернативными платежными инструментами. Наша оценка: новые технологии, безусловно, будут получать все большее распространение, но вряд ли они смогут в ближайшие годы (или даже десятилетие) полностью вытеснить традиционный "пластик" из онлайн-платежей.
Банковская карта продолжает оставаться основным платежным средством при онлайн-оплате товаров и услуг в российских интернет-магазинах – ее используют в 97% случаев. Оставшиеся 3% приходятся на наиболее популярные электронные кошельки (Яндекс Деньги, WebMoney, QIWI Wallet), а также на недавно появившиеся, но еще не успевшие занять значимую долю платежные сервисы Apple Pay и Android Pay.
Альтернативные технологии оплаты уже востребованы, но бума пока нет
Apple Pay и Android Pay еще только начали использоваться как способ оплаты онлайн-покупок, и их доля в общей совокупности не превышает 0,004% на двоих. Можно уверенно прогнозировать, что эта цифра в ближайшее время станет заметнее, поскольку бесконтактные платежи уже доступны большому количеству пользователей, и их число увеличится, так как производители теперь оснащают сканером отпечатка пальца и NFC-модулем не только дорогие флагманские модели, но и более доступные по цене смартфоны. Внесет свою лепту и Samsung Pay, также запустивший сервис платежей в интернете. Оценив плюсы использования бесконтактных платежей в офлайне (быстрота, безопасность, возможность использовать смартфон вместо нескольких карт, отсутствие необходимости иметь под рукой карту), пользователь захочет применить этот опыт и при онлайн-покупке.
Однако взрывного роста числа онлайн-платежей с использованием Apple Pay, Android Pay и Samsung Pay ждать пока рано. По состоянию на начало 2017 года доля продаж смартфонов, поддерживающих технологию бесконтактной оплаты, не превышала 20% (источник – Telecom Daily). Количество же онлайн-магазинов, уже подключивших новые платежные сервисы, и вовсе мало – по статистике Assist их пока не более 3% от общего числа. Тем не менее, отвечая на вопрос: "Нужны ли мобильные платежные сервисы рынку электронной коммерции?", скорее можно сказать: "Да, нужны". Их использование ускоряет оплату и позволяет исключить ошибки пользователя при вводе данных карты, следовательно, влияет на рост числа успешных платежей.
Традиционные электронные кошельки продолжают терять долю
А вот популярность традиционных электронных кошельков падает. Доля Яндекс Денег, WebMoney и QIWI Wallet за последние 5 лет сократилась суммарно на 16%. Электронные кошельки были альтернативой для тех, кто хотел дистанционно оплачивать покупки в интернет-магазинах, но не имел банковской карты. За последние несколько лет существенно выросло количество карт у населения (в первую очередь зарплатных), и это способствовало вытеснению кошельков из способов оплаты в онлайне.
Для наглядного сравнения мы приводим статистику по использованию покупателями интернет-магазинов различных платежных средств в 2017 и 2012 годах.
Для обычного пользователя главное неудобство электронного кошелька в том, что его нужно периодически пополнять – переводом с банковской карты или с баланса мобильного телефона (как правило, с комиссией), внесением наличных или иным способом, что уже становится излишним, если есть банковская карта, которую можно сразу использовать для платежа без дополнительных манипуляций.
Онлайн-платеж "усыхает"
В начале 2017 года Assist публиковал данные о динамике средней величины платежа в интернет-магазинах за 2014-2016 годы и отметил снижение этого показателя в 2016 году (тогда он составил 2870 рублей). За первые 8 месяцев 2017 года он также снизился, до 2640 рублей, но с учетом последней трети года это значение может скорректироваться.
Для обзора использована статистические данные по онлайн-платежам, совершенным российскими покупателями в различных интернет-магазинах и сервисах – клиентах Assist.