подписка
Подписаться
Сергей Рожко
Генеральный директор, Грузовичкоф Express
16/06/2022

Как изменились бизнес-процессы в логистике интернет-магазинов в 2022 году

Как изменились бизнес-процессы в логистике интернет-магазинов в 2022 году

 

Сейчас большинство сфер бизнеса столкнулись с одинаковыми проблемами: неопределенность положения, рост цен, разрушение цепочек поставок. Мы наблюдаем сбои в сроках поставок, из-за этого происходит нарушения договорных условий, заморозка денежных средств, уплаты различных штрафов и неустоек. Генеральный директор "Грузовичкоф Express" Сергей Рожко рассказывает, как меняются бизнес-процессы в текущих реалий рынка. 

Покупательская активность: да или нет?

В феврале этого года большинство сфер бизнеса отметили импульсный скачок спроса на одежду и обувь, бытовую технику и электронику, так как люди переживали за дефицит товаров и резкий рост цен в ближайшее время.

2

В марте-апреле спрос стал постепенно снижаться, но рынок просел не так сильно, как ожидали эксперты. Согласно статистике "Сбериндекса", рост потребительского спроса в апреле этого года составил 6,3% по сравнению с прошлым. В некоторых сегментах это обусловлено тем, что люди приобретали, в основном, впрок товары длительного хранения, медикаменты и бытовые товары, которые сейчас не требуют регулярных закупок. 

Собственные силы или аутсорсинг?

Рынок электронной коммерции продолжает стремительный рост, поэтому компаниям необходимо тратить значительные финансы, чтобы развиваться и конкурировать с другими игроками рынка. Магазины продолжают активно наращивать объемы и географию бизнеса, развивая собственную логистику или передавая эту услугу на аутсорс. 

Еще несколько лет назад компании запускали собственные службы доставки, потому что доставка на последней миле была выгодна только крупным игрокам рынка. Но в период пандемии выросло количество пользователей интернет-магазинов, и заказов стало существенно больше. Для этого необходимо было перестроить логистические процессы и передать часть процессов на аутсорсинг, так как магазинам стало не хватать на это ресурсов.

Компании организуют доставку собственными силами в том случае, если их не устраивает цена услуг или качество услуг по подходящей цене, а также если у них небольшие объемы, при которых аутсорс становится не выгодным.

Сейчас достаточно популярны смешанные этапы доставки, когда компания развивает собственные службы доставки в крупных городах, а в определенных регионах и в сезонные пики частично отдают объемы на аутсорсинг особенно затратные этапы логистической цепочки. Чаще всего отдают на аутсорс саму доставку: магистральную, в ПВЗ,  до двери и в "час пик". Также за последний год почти вдвое выросло количество компаний, которые стали пользоваться услугами фулфилмента.

Популярность аутсорса растет в связи с тем, что многие компании в этом году были вынуждены сократить инвестиции, направленные на развитие новых проектов или "заморозить" проекты, начатые в прошлом году. Например, проекты по доставке дронами, приобретение собственных складских площадей или закупка транспорта для организации собственной логистики едва ли станут быстро окупаемой инициативой.

Работа со срочной доставкой

Многие клиенты, не имея возможности или времени приехать в магазин, хотят получить товар в этот же день, а магазины не имеют собственной доставки, так как это достаточно затратно. Больше, чем у трети магазинов есть услуга, которая считается срочной доставкой, однако клиенты воспринимают срочность по-разному: на следующий день, день в день, в течение часа.

В период пандемии потребность в бесконтактной экспресс-доставке с минимальными сроками (в тот же день, меньше часа) выросла в несколько раз. Для организации срочной доставки возникли новые модели: доставка "по клику", и доставка в небольшом радиусе через сеть промежуточных точек (короткая миля).

Доставка next-day между городами сейчас воспринимается клиентами как открытие филиала в их городе, а доставка за пару часов после покупки сокращает количество отказов, увеличивает количество товаров в заказе, формируя паттерн удобства и провоцируя на новые импульсные покупки.

Но с конца февраля продавцы вынуждены были пересматривать работу со срочной доставкой. Увеличение сроков доставки затронуло не только международную и междугороднюю доставку, постепенно сокращался радиус бесплатной экспресс-доставки, минимальное время (с 15 до 30 минут и т. д.) и стоимость экспресс-доставки постепенно увеличивается. Поэтому, на данный момент, мы наблюдаем снижение спроса на срочную доставку и тенденцию к сокращению расходов служб в доставке.

Нам удалось оптимизировать срочную доставку за счет работников собственных складов и фулфилмента. Например, мы стараемся привлекать быстрооборачиваемых клиентов, с минимальным хранением и большим трафиком, хранение передаем в другую вертикаль "Складовичкоф", а между складами используем свой парк автомобилей, экономя и на транспортировке грузов.

Оптимизация работы персонала

Сейчас из-за приостановки деятельности компаний мы увидели органическое увеличение входящего потока кандидатов на должность курьеров. По сравнению с предыдущими периодами, поток кандидатов вырос на 27%.

Однако в связи с текущей ситуацией крайне важно сохранить штат и зарплатные ожидания персонала, поэтому в компании происходит оптимизация отделов, которые существовали раздельно, для максимальной интеграции и взаимозаменяемости. Внутренние процессы направлены на полноценную загрузку складских сотрудников, менеджеров, курьеров и комплектовщиков, улучшение взаимодействия между отделами. Для того, чтобы не простаивали зоны выгрузок и автомобили, в программном обеспечении рассчитывается точное расписание на отгрузку и выгрузку товара.

Снижение стоимости для клиента

Сейчас по рынку существует тенденция увеличения количества заказов при снижении их средней стоимости. На волне популярности маркетплейсов клиенты привыкли к бесплатной доставке с высоким уровнем скорости и ожидают, что все процессы будут реализованы в рамках "одного окна".

Для того, чтобы соответствовать запросам рынка, мы развиваем собственную логистику – транспорт любого размера и назначения (от каблуков до фур), привлекаем курьеров, расширяем собственные склады, оказываем услуги фулфилмента, налаживаем процессы между разными вертикалями бизнеса. Благодаря тому, что мы производим полный цикл операций внутри компании, у нас нет необходимости привлекать сторонних подрядчиков.

Гиперлокальная доставка

Гиперлокальная доставка — это доставка напрямую от продавца к покупателю в пределах ограниченной географической зоны (до 15 км). В последнее время интерес к такому типу доставки активно растет.

Для оптимизации процесса доставки можно использовать возможности программного обеспечения, которое позволяет группировать заказы для курьера по маршруту его следования. Система анализирует и объединяет заказы в режиме реального времени, исходя из регламентов и условий доставки, и составляет универсальные маршруты в одном районе.

Благодаря программному обеспечению можно точно разделить город на отдельные блоки и рассчитать спрос на курьерские услуги с учетом временных интервалов. Гиперлокальная доставка позволяет выделять нужное количество курьеров и оптимально загружать каждого сотрудника, что делает сервис доступнее для клиентов.

Использование современных технологий

Сейчас требования к логистике на последней миле становятся все серьезнее, компании должны запускать дополнительные направления и продукты, искать более сложные операционные решения. Клиенты уже привыкли к прозрачному  документообороту и отслеживанию посылки внутри удобного личного кабинета или API.

Доставка последней мили в последнее время выступает полноценным IT-продуктом, внутри которого происходит полный цикл процессов, позволяющих увеличить скорость доставки и минимизировать ее стоимость. Программное обеспечение должно поддерживать простую и удобную интеграцию по API с ритейлерами и фулфилмент операторами для полноценного контроля всех этапов логистической цепочки.

Прокомментировать
Читайте также
17/06/2022
И тут утилизация! Wildberries в очередной раз обновляет условия сотрудничества c селлерами
Площадка будет уничтожать товары стоимостью до 2 тыс. рублей, если они были возвращены покупателем с недостатком и запретила обещать денежное вознаграждение за отзывы... Подробнее
16/06/2022
Яндекс Еда придумала, как защитить других участников движения от своих велокурьеров
За сотрудниками службы доставки и так наблюдают в режиме реального времени. А теперь будут отслеживать скорость движения. Как быстро велокурьерам можно ездить и что ждет нарушителей?... Подробнее
15/06/2022
"Почта России" будет доставлять в Россию тонны брендовой одежды для крупнейшего ее продавца на Wildberries
Федеральный почтовый оператор рассказал в своем телеграм-канале, что будет доставлять в РФ из Китая по железной дороге одежду для Melon Fashion Group. А это самый крупный и успешный поставщик fashion-ассортимента на российские маркетплейсы... Подробнее
Ирина Василенко
все должности, Plusweb.pro
10/06/2022
Что сейчас происходит с IML? В первоочередном порядке обещают доставить предоплаченные заказы - обсуждение 2
Самая ужасная служба доставки. Эта новость годичной давности, но и сегодня актуальна. Мой заказ везут со 2 мая 2022, сегодня 10.06.2022, тишина. Трек не отслеживается ровно с 02.05.2022. И не дозвониться по указанным на сайте контактам. Свернуть
Самая ужасная служба доставки. Эта новость годичной давности, но и сегодня актуальна. Мой заказ везут со 2 мая 2022, сегодня 10.06.2022, тишина. Трек не отслеживается ровно с 02.05.2022. Еще...
Форум Ведение бизнеса Доставка и логистика
Иван Иванов
Директор (руководитель), Торговля (Домашняя и офисная техника, мини-компания)
08/06/2022
Яндекс.Маркет будет выдавать невыкупленные заказы в Софьино, продавцы негодуют (дополнено) - обсуждение 2
Да нормально все. Скро в Анадыре склад возврата сделают, один на всю Россию. Платное хранение 100 руб в секунду, отказаться от заказа нельзя. Вот тогда продавцы вообще косяками попрут в Яндекс маркетплейс.  Свернуть
Да нормально все. Скро в Анадыре склад возврата сделают, один на всю Россию. Платное хранение 100 руб в секунду, отказаться от заказа нельзя. Вот тогда продавцы вообще косяками попрут в Я Еще...
Форум Ведение бизнеса Доставка и логистика