"Белый ветер" больше не Цифровой
Мультиканальный продавец электроники, "Белый ветер Цифровой", начал ребрендинг и глобальное расширение своего ассортимента. Из названия компании исчезнет слово "Цифровой", а на прилавках (в первую очередь, виртуальных) – появятся телевизоры с функцией Smart TV и бытовая техника, включая крупную, сообщил журналистам гендиректор компании Данила Васкевич.
В итоге "Белый ветер" планирует превратиться из премиум-продавца цифровых товаров в демократичную торговую сеть c большим выбором бытовой электроники. Ассортимент увеличится вдесятеро – с 2500 до 25 тыс. товарных позиций. Причем на витрины офлайн-магазинов будет выкладываться не более 10% ассортимента. Остальное будет представлено в интернет-магазине компании – digital.ru. Таким образом, он превратится в онлайн-гипермаркет. Объем интернет-продаж планируется к концу года довести до 17% от всего оборота. Пока, по итогам первого квартала 2013 года, онлайн-продажи "Белого ветра" составляют около 12%.
Подвел имидж "премиум-продавца"?
Перемены назревали весь прошлый год. Оборот сети "Белый ветер" за 2012 год составил 12 млрд руб (с НДС) и при этом практически не вырос в сравнении с 2011 годом. В то же самое время лидеры среди мультиканальных ритейлеров рвались вперед. Например, у "М.Видео" за 2012 год розничные продажи в целом выросли на 20% и составили 158 млрд. рублей (с НДС). "Связной" в 2012 г. увеличил оборот на 70% – до 509,2 млрд руб.
У самого "Белого ветра" в 2011 году наблюдался рост оборота на 11% в сравнении с 2010 годом. Но в 2012 он остановился. В то же время, показатель EBITDA (прибыль до уплаты налогов, расходов на амортизацию и процентов по кредитам) вырос на 30% и достиг 300 млн руб. Сейчас рентабельность сети составляет 3%, отмечает Данила Васкевич.
Остановку в росте оборота Васкевич объясняет падением спроса на одну из ведущих товарных категорий – ноутбуки. По его словам, продажи ноутбуков падают на 2-3% в год. Еще несколько лет назад доля ноутбуков в общем обороте достигала 30%, но в 2012 г. на эти устройства пришлось уже лишь 20% продаж "Белого ветра". Вперед вырвались планшеты, приносящие компании около 25% выручки. 20% составляют смартфоны, а доля обычных мобильных телефонов стремительно уменьшается – около 5%. Еще 20% приходится на различные аксессуары.
Как можно предположить, падение спроса на ноутбуки несколько компенсируется растущим интересом к планшетам. Так что на первый план выходит другая причина, которую озвучил сам господин Васкевич: сложившийся имидж компании как "премиум-продавца". "Мы изначально позиционировались как премиальная компания, но последние 4-5 лет показали, что в электронике продавать дороже, чем продает рынок, невозможно. Сейчас "Белый ветер" в целом укладывается в средние цены по рынку," – говорит Данила Васкевич.
Для того, чтобы изменить восприятие потребителями, компания проводит ребрендинг.
Старый логотип черного цвета
сменится на новый, в демократичном оранжевом цвете
Из названия компании исчезнет слово "Цифровой", привязывающее ее имидж к цифровой технике. Фактически компания возвращается к своему оригинальному названию, существовавшему с 1992 г.
Офлайн и онлайн
"Белый ветер" планирует активно развиваться. На конец 2012 года у сети было 112 офлайн-магазинов, сейчас – 127. К концу 2013 года планируется перевалить за 200, а к 2015 году – иметь 400 магазинов. Основную ставку при развитии в офлайне компания делает на формат магазина, площадью около 100 м2: такой выбор во многом обусловлен стоимостью аренды. Сейчас у "Белого ветра" 2 гипермаркета в Москве, площадью около 1000 м2, и 10-15 магазинов площадью от 300 до 500 м2. Остальное – небольшие магазины.
Стоимость открытия одного такого магазина составляет, по словам Данилы Васкевича, около 5 млн рублей. В сопоставимую сумму обойдется и полный ребрендинг одного магазина. Таким образом, только в 2012 году затраты на открытие новых точек превысят 360 млн рублей. Ребрендинг всех своих магазинов "Белый Ветер" планирует завершить к 2015 году.
Витрины офлайн-точек "оккупирует" в первую очередь привычный для "Белого ветра" ассортимент: планшеты, смартфоны, и аксессуары. Особое место будет отведено сегменту телевизоров с функцией Smart TV. Сейчас их доля в продажах составляет всего около 1%, но ее планируется нарастить до 5-8%.
А вот крупная бытовая техника из-за недостатка торговых и складских площадей будет доступна только в интернет-магазине. Покупатели смогут заказать ее самостоятельно либо с помощью продавца-консультанта в офлайн-точке.
Для того, чтобы сделать ассортимент бытовой техники доступным не только в столице, но и в регионах, компания планирует открыть еще 2 распределительных склада в 2 городах-миллионниках.
Если проект будет удачен, до конца 2013 "Белый ветер" откроет свои склады во всех крупных городах присутствия.
Кроме того, компания сделает ставку на продажу дополнительных услуг (настройка цифровой техники, потребкредитование), а также на финансовые услуги. Уже в этом году "Белый ветер" начнет принимать платежи и переводы в российских рублях.
В результате руководство компании планирует за год увеличить общий оборот на 50%.