Что нового появилось в правилах AliExpress в 2021 году. И что ожидается
AliExpress по итогам года остается лидером трансграничной торговли, при этом в качестве основы роста в России рассматривается развитие локальной платформы: расширение ассортимента, логистики, привлечение новых продавцов и продвижение принципиально новых для рынка сервисов, в том числе социальной коммерции. Одна из заявленных целей: увеличение доли локального бизнеса с 25% в начале текущего года (~60 тысяч продавцов), до 70-80% в течении трех ближайших лет.
Как это повлияло на правила площадки в текущем году, на что следует обратить внимание продавцу при организации своей работы и каких изменений стоит ожидать в ближайшем будущем, рассказывает операционный директор XWAY Вадим Солынин
Новые схемы и правила логистики
До недавнего времени на AliExpress продавцы работали через сторонние курьерские службы самостоятельно. Это давало преимущество конкурентам — OZON и Wildberries предоставляли более широкие возможности селлерам. Разрыв рос стремительно, что потребовало от AliExpress создания собственной системы.
Ответом на этот вызов стало появление в роли агрегатора компании-партнера CAINIAO, которая стала массово завоевывать рынок маркетплейса. Параллельно с этим и сам AliExpress Россия приступил к развитию своей логистики, как в партнерстве с Почтой России, так и путем открытия своей фулфилмент-сети и первого склада в Чехове. Введение фиксированных тарифов на перевозки от AliExpress и CAINIAO сначала на мелко-, а затем и на крупногабаритные товары — существенно повысило маржинальность проектов, ориентирующихся на небольшие товары, которые раньше было просто невыгодно продавать.
Безусловно, говорить о том, что все проблемы с логистикой у AliExpress решены — пока рано, но в перспективе ближайших нескольких лет маркетплейс приложит все усилия, чтобы, как минимум, не отстать от конкурентов, а в перспективе — оказаться впереди всех в этой сфере.
Изменения в ценовой и платежной политике
Большое влияние на изменения в ценовой политике для продавца оказало введение новых логистических тарифов. Раньше продавцы придумывали разные способы доставки, лишь бы не уйти в минус. Это была и доставка за счет покупателя, и внесение средней стоимости логистики в цену товара, и фиктивная "бесплатная" доставка. Кроме того, многие магазины изначально закрывали для себя регионы из 3 и 4 зоны и теряли огромное количество покупателей.
Сейчас эта проблема ушла в прошлое. Фиксированные тарифы позволяют доставлять как мелкие, так и крупногабаритные товары в любую точку России за приемлемые и для продавца, и для покупателя деньги. Конверсия на площадке значительно выросла.
Одновременно с этим изменилось поведение покупателей. У них возникла потребность в реальных, а не в "нарисованных" скидках. Если раньше в начале работы над проектом распространенной практикой было завышение цены на 30-40 процентов с одновременным предоставлением "скидки" на ту же величину, то сейчас эта система работает гораздо хуже.
Наши исследования показывают, что не завышая искусственно цену с помощью фиктивных акций, магазин может делать еженедельно на 25% больше продаж.
Объясняется это и большей внимательностью покупателей, и конкуренцией со стороны других маркетплейсов. Неудивительно, что вендоры стали чаще проверять цены дистрибьюторов на AliExpress, а сам маркетплейс начал жестко контролировать, насколько субсидируемые магазины соблюдают прайс-индекс.
Новые правила продвижения
Использование инструментов продвижения внутри AliExpress стало более прозрачным благодаря введению медиакита с расценками на платные маркетинговые инструменты. На вкладке "Данные" стало больше статистики, а работать с ней стало удобнее благодаря разбивке трафика по огромному количеству показателей. Одновременно с этим был усилен контроль за ключевыми словами: введен запрет на противоречия, повторы.
Текущий год прошел под знаком активной русификации платформы: введение базы знаний, запуск обучающих курсов и проведение образовательных трансляций и стримов через различные каналы.
Появились и новые инструменты продвижения:
- Партнерская программа.
- Акция "Сбей цену", проводимая на базе мини-приложения AliExpress в VK.
- Регулярной стала акция "Товары до 399р." , позволяющая массово продавать дешевые товары.
- В платных инструментах продвижения добавлена возможность участия в OLV компаниях совместно с AliExpress.
Отдельно стоит выделить тренд на социализацию: появилась некая традиция с ведением стримов. Каждый магазин может проводить их со своего аккаунта, привлекая тысячи просмотров и посетителей.
Изменения в ассортименте
Введение фиксированных тарифов на логистику позволило добавить в оборот сотни тысяч новых товаров, которые раньше было экономически нецелесообразно продавать. Это привело к расширению ассортимента — он продолжает расти быстрыми темпами и остается наиболее широким среди всех маркетплейсов. Кроме того, крупные бренды получили возможность продавать товары с небольшим средним чеком и оставаться при этом маржинальными.
Обратной стороной столь быстрого расширения линейки предложений со стороны продавцов стало ужесточение правил контроля, появление специальных категорий товаров. Ограничения касаются ножей и холодного оружия, медицинских препаратов, товаров 18+ и ряда других категорий, для продажи которых необходимо предоставить и подгрузить сертификаты соответствия или специальные разрешительные документы.
Тенденции и прогнозы
Одними из главных направлений развития маркетплейса станут открытие собственных фулфилмент-центров в городах-миллионниках, активное внедрение сервисов pick-up, бесплатной доставки со склада продавца до склада AliExpress.
Возможно, площадка станет чаще прибегать к сотрудничеству с крупными брендами. Это позволит разделить рекламные бюджеты и достичь наибольшей финансовой эффективности. Еще одно направление — развитие партнерской рекламы: участие в контекстной и таргетированной рекламе за процент с оборота. Это поможет маркетплейсам лучше контролировать рекламодателей.
Продолжат активно развиваться как платные маркетинговые, так и промо-инструменты — например, "Монеты" — внутренние бонусы площадки, которые пользователи могут обменивать на купоны и скидки — в скором времени могут дополниться опцией обратной раздачи монет.
AliExpress продолжит уделять внимание местным производителям, которые активно занимаются созданием и продвижением собственного бренда. Это будет приводить к постепенному вытеснению дистрибьюторов вендорами.