подписка
Подписаться
Вадим Солынин
Операционный директор, XWAY
23/12/2021

AliExpress по итогам года остается лидером трансграничной торговли, при этом в качестве основы роста в России рассматривается развитие локальной платформы: расширение ассортимента, логистики, привлечение новых продавцов и продвижение принципиально новых для рынка сервисов, в том числе социальной коммерции. Одна из заявленных целей: увеличение доли локального бизнеса с 25% в начале текущего года (~60 тысяч продавцов), до 70-80% в течении трех ближайших лет.

Как это повлияло на правила площадки в текущем году, на что следует обратить внимание продавцу при организации своей работы и каких изменений стоит ожидать в ближайшем будущем, рассказывает операционный директор XWAY Вадим Солынин

Новые схемы и правила логистики

До недавнего времени на AliExpress продавцы работали через сторонние курьерские службы самостоятельно. Это давало преимущество конкурентам — OZON и Wildberries предоставляли более широкие возможности селлерам. Разрыв рос стремительно, что потребовало от AliExpress создания собственной системы.

Ответом на этот вызов стало появление в роли агрегатора компании-партнера CAINIAO, которая стала массово завоевывать рынок маркетплейса. Параллельно с этим и сам AliExpress Россия приступил к развитию своей логистики, как в партнерстве с Почтой России, так и путем открытия своей фулфилмент-сети и первого склада в Чехове. Введение фиксированных тарифов на перевозки от AliExpress и CAINIAO сначала на мелко-, а затем и на крупногабаритные товары — существенно повысило маржинальность проектов, ориентирующихся на небольшие товары, которые раньше было просто невыгодно продавать.

Безусловно, говорить о том, что все проблемы с логистикой у AliExpress решены — пока рано, но в перспективе ближайших нескольких лет маркетплейс приложит все усилия, чтобы, как минимум, не отстать от конкурентов, а в перспективе — оказаться впереди всех в этой сфере.

Изменения в ценовой и платежной политике

Большое влияние на изменения в ценовой политике для продавца оказало введение новых логистических тарифов. Раньше продавцы придумывали разные способы доставки, лишь бы не уйти в минус. Это была и доставка за счет покупателя, и внесение средней стоимости логистики в цену товара, и фиктивная "бесплатная" доставка. Кроме того, многие магазины изначально закрывали для себя регионы из 3 и 4 зоны и теряли огромное количество покупателей.

Сейчас эта проблема ушла в прошлое. Фиксированные тарифы позволяют доставлять как мелкие, так и крупногабаритные товары в любую точку России за приемлемые и для продавца, и для покупателя деньги. Конверсия на площадке значительно выросла. 

Одновременно с этим изменилось поведение покупателей. У них возникла потребность в реальных, а не в "нарисованных" скидках. Если раньше в начале работы над проектом распространенной практикой было завышение цены на 30-40 процентов с одновременным предоставлением "скидки" на ту же величину, то сейчас эта система работает гораздо хуже. 

Наши исследования показывают, что не завышая искусственно цену с помощью фиктивных акций, магазин может делать еженедельно на 25% больше продаж. 

Объясняется это и большей внимательностью покупателей, и конкуренцией со стороны других маркетплейсов. Неудивительно, что вендоры стали чаще проверять цены дистрибьюторов на AliExpress, а сам маркетплейс начал жестко контролировать, насколько субсидируемые магазины соблюдают прайс-индекс. 

Новые правила продвижения

Использование инструментов продвижения внутри AliExpress стало более прозрачным благодаря введению медиакита с расценками на платные маркетинговые инструменты. На вкладке "Данные" стало больше статистики, а работать с ней стало удобнее благодаря разбивке трафика по огромному количеству показателей. Одновременно с этим был усилен контроль за ключевыми словами: введен запрет на противоречия, повторы.

Текущий год прошел под знаком активной русификации платформы: введение базы знаний, запуск обучающих курсов и проведение образовательных трансляций и стримов через различные каналы. 

Появились и новые инструменты продвижения:

  • Партнерская программа.
  • Акция "Сбей цену", проводимая на базе мини-приложения AliExpress в VK.
  • Регулярной стала акция "Товары до 399р." , позволяющая массово продавать дешевые товары. 
  • В платных инструментах продвижения добавлена возможность участия в OLV компаниях совместно с AliExpress. 

Отдельно стоит выделить тренд на социализацию: появилась некая традиция с ведением стримов. Каждый магазин может проводить их со своего аккаунта, привлекая тысячи просмотров и посетителей. 

Изменения в ассортименте

Введение фиксированных тарифов на логистику позволило добавить в оборот сотни тысяч новых товаров, которые раньше было экономически нецелесообразно продавать. Это привело к расширению ассортимента — он продолжает расти быстрыми темпами и остается наиболее широким среди всех маркетплейсов. Кроме того, крупные бренды получили возможность продавать товары с небольшим средним чеком и оставаться при этом маржинальными.

Обратной стороной столь быстрого расширения линейки предложений со стороны продавцов стало ужесточение правил контроля, появление специальных категорий товаров. Ограничения касаются ножей и холодного оружия, медицинских препаратов, товаров 18+ и ряда других категорий, для продажи которых необходимо предоставить и подгрузить сертификаты соответствия или специальные разрешительные документы.

Тенденции и прогнозы

Одними из главных направлений развития маркетплейса станут открытие собственных фулфилмент-центров в городах-миллионниках, активное внедрение сервисов pick-up, бесплатной доставки со склада продавца до склада AliExpress.

Возможно, площадка станет чаще прибегать к сотрудничеству с крупными брендами. Это позволит разделить рекламные бюджеты и достичь наибольшей финансовой эффективности. Еще одно направление — развитие партнерской рекламы: участие в контекстной и таргетированной рекламе за процент с оборота. Это поможет маркетплейсам лучше контролировать рекламодателей.

Продолжат активно развиваться как платные маркетинговые, так и  промо-​​инструменты — например, "Монеты" — внутренние бонусы площадки, которые пользователи могут обменивать на купоны и скидки — в скором времени могут дополниться опцией обратной раздачи монет.

AliExpress продолжит уделять внимание местным производителям, которые активно занимаются созданием и продвижением собственного бренда. Это будет приводить к постепенному вытеснению дистрибьюторов вендорами.

Прокомментировать
Читайте также
02/02/2021
"Связной" и AliExpress запустили совместные точки выдачи
Компании открыли тестовом режиме кобрендинговые пункты выдачи Связной/AliExpress. Назвать это магазинами уже нельзя, хотя электроника там еще продается... Подробнее
22/01/2021
Instagram для товаров. AliExpress добавил к магазинам новый сервис
На маркетплейсе теперь есть готовый функционал для работы с фотографиями. Продавцы могут убрать фон, обрезать часть изображения прямо на сайте. Хранить там 50 Гб фотофайлов. И для AliExpress это выгодно... Подробнее
13/07/2020
"AliExpress Россия" собирается достичь оборота $10 млрд через два года
Исполнительный директор компании Дмитрий Сергеев рассказал о планах, в том числе по выходу на IPO... Подробнее
19/06/2020
Как открыть магазин на AliExpress: 5 шагов от запуска до успешных продаж
Пошаговая инструкция: от регистрации до продвижения... Подробнее
11/09/2018
Alibaba совместно с Mail.ru и "Мегафоном" создадут ecommerce-гиганта
Все подробности о совместном предприятии Alibaba Group, Mail.ru, РФПИ и «Мегафон». Кому оно нужно и зачем?... Подробнее