2002< - II
Продолжение статьи, посвященной итогам 2002 года. Начало читайте здесь.
5. Бегун
Одним из событий года, вне всяких сомнений, стало рождение нового рекламного сервиса – "Бегуна". Благодаря агрессивной маркетинговой политике и действительно справедливой системе оплаты (рекламодатель платит только за тех посетителей, которые ввели в строку поиска определенное слово, т.е., фактически, за целевую аудиторию) сервису удалось достаточно быстро завоевать популярность в Рунете.
К сожалению, во второй половине года ситуация изменилась: помимо крупных площадок, таких как "Апорт" или "Каталог@Mail.ru", сервис начал работать с мелкими, "нецелевыми". На таких ресурсах размещается так называемый "Каталог Бегуна"; рекламные объявления демонстрируются в соответствующих тематических разделах каталога. Как показала практика, качество аудитории с подобных площадок значительно ниже, нежели качество аудитории с "Апорта". Но, как бы ни хвалили "Бегун" поначалу и как бы ни ругали потом, сервис прочно занял нишу хорошего малобюджетного средства рекламы.
4. Каталоги товаров
Если "Бегун" появился на свет только в прошлом году, то каталоги товаров (или, как их называют на Западе, comparison shopping sites) вот уже несколько лет как успешно привлекают покупателей в интернет-магазины. 2002 год можно назвать "звездным" для такого рода ресурсов. Особенно отличился на поприще продвижения каталогов товаров "Яндекс". В начале года к "Яндекс.Гуру" и "Яндекс.Товары" присоединился ресурс "Подбери.ру", ранее принадлежавший IBS. Затем был изменен формат выдачи рекламных объявлений: они стали более заметными, а, значит, лучше привлекали внимание заинтересованных посетителей. Наконец, в конце года "Яндекс" объявил о слиянии трех своих электронно-коммерческих проектов в один, получивший название "Яндекс.Маркет".
Второе дыхание получил и один из первых товарных каталогов Рунета, Torg.ru. Конечно, обновленная версия – это не былой блеск, когда над проектом трудились несколько десятков человек, но и не "нищета", в которой прозябал проект после превращения Port.ru в Mail.ru. Конечно, "Торг" не обеспечивает магазины тем же количеством покупателей, как "Яндекс.Маркет", но, тем не менее, проект снова стал эффективным средством привлечения клиентов. Лишним свидетельством тому является реклама, украшающая главную страницу портала.
Не остывает интерес к каталогам товаров и на Западе: так, в декабре Google запустил бета-версию своего поисковика по товарам под названием Froogle.
3. Платежные системы: новые и не очень
Минувший год был чрезвычайно богат на новости платежных систем. Сразу две новые системы расчетов представила популярная в Рунете WebMoney Transfer. Первая – Paymer, система оплаты цифровыми чеками, вторая – Telepat, использующая в качестве реквизитов обычные (или сотовые) телефонные номера.
Оригинальную, но, к сожалению, пока мало востребованную систему представила компания B2R. Ее детище, Take&Pay, позволяет производить оплату с помощью средств, аккумулированных на лицевых счетах различных провайдеров услуг (операторов связи, счетах интернет-банкинга и т.п.). В настоящее время сайт www.takepay.ru практически не функционирует: на страницах постоянно выдаются ошибки.
Серьезные перемены произошли и в существующих системах. Так, PayCash превратился в "Яндекс.Деньги" и теперь успешно продвигается одной из крупнейших российских интернет-компаний. Из международных событий стоит отметить окончательное объединение MasterCard и EuroPay: последняя вошла в структуру MasterCard на правах европейского регионального подразделения.
2. Перерегистрация предприятий
Событие, не имеющее никакого отношения к электронной торговле и, тем не менее, оказавшее большое влияние на жизнь всех российских предприятий. Как вы знаете, отныне, регистрацию осуществляют не территориальные органы, а налоговые инспекции.
Фирмам, зарегистрированным до 1 июля 2002 года, пришлось пройти обязательную перерегистрацию в налоговых органах. Тем, кто успешно эту процедуру выполнил – сердечные поздравления. Тем, кто не успел – соболезнования. Налоговики грозятся ликвидировать такие компании.
1. Электронная торговля приносит прибыль
Об этом свидетельствуют не только личные впечатления участников рынка, но и многочисленные официальные отчеты магазинов. Так, в самом начале года eHouse объявил о том, что оборот входящих в него магазинов вырос на 40% по сравнению с 2000 годом и составил $22 780 000 (прибыль – $723 000). Итоги подвели и другие игроки: оборот магазина бытовой техники 003.ru в 2001 году был равен $2 250 000, объем продаж "Озона" за первое полугодие 2002 года достиг $1 864 000. Кто-то может сказать, что цифры эти завышены, кто-то – что ничего особенного в таких оборотах и нет, однако, 2002 год доказал даже закоренелым скептикам: Интернет может и должен приносить прибыль.
Хотя, конечно, варварский способ "вламываться" без разрешения хозяина на его ПК, нормальной рекламой и чистым бизнесом назвать нельзя. Свернуть