Онлайн-кассы - новые правила работы
В марте 2016 года Госдума приняла закон о переходе магазинов на новую контрольно-кассовую технику (с доступом в Интернет). Если точнее, были внесены изменения в закон о работе с ККТ (54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт»).
Согласно поправкам, продавцы должны предоставлять все чеки ФНС в режиме онлайн – именно для этого и нужны новые кассы. Реестр аппаратов, которые разрешены к применению можно найти на сайте ФНС.
Итак, теперь контроль налоговых органов будет происходить в режиме онлайн. Касса будет печатать чек на каждую транзакцию в интернет-магазине. А после – сразу отсылать его оператору фискальных данных для регистрации. При этом чек должен должен дублироваться клиенту на почту. Электронный вариант чека станет полноценной альтернативой бумажному.
Что потребуется от интернет-магазинов и к какому сроку это нужно сделать?
Когда закон вступает в силу?
Время подготовиться еще есть: новый закон в полной мере начнет действовать c 1 июля 2018 года. Распространяется он на всех без исключения предпринимателей, работающих с кассовыми аппаратами.
Новые нормы будут вводиться постепенно.
С 1 апреля 2016 г. магазины могут добровольно регистрировать кассы нового образца.
С 1 февраля 2017 г. регистрация кассовой техники старого образца уже не допускается. Но вашими старыми кассовыми аппаратами, ранее поставленными на учет, еще можно будет пользоваться – до 1 июля 2017 года.
С 1 января 2018 формировать и передавать чек допустимо только в электронном виде. Бумажные чеки потребуется выдавать покупателям только по их просьбам.
С 1 июля 2018 года все поправки к закону полностью вступают в силу. С этого момента онлайн-кассы должны применять все без исключения.
Что меняется?
1. Вводятся кассы нового образца, которые в онлайн-режиме передают данные в налоговые органы. Для тех компаний которые находятся в удаленных районах (список таких районов будет утвержден дополнительно) и не могут обеспечить передачу данных онлайн, предусмотрено применение касс с фискальным накопителем (чипом, на котором сохраняются данные).
2. В сфере применения ККТ появляется новый субъект правоотношений – оператор фискальных данных. Это отдельное юрлицо, которое будет заниматься сбором, обработкой и передачей в ФНС налоговых данных. Операторами фискальных данных на декабрь 2016 стали четыре организации: "Энергетические системы и коммуникации", "Такском", "Эвотор ОФД" и "Ярус". Актуальный список операторов размещен на сайте ФНС .
Итак, данные в налоговые органы передаются через оператора фискальных данных – одного из того списка, который утвердила налоговая. Для этого интернет-магазину нужно будет заключить с ОФД возмездный договор на обработку данных – это обязательное требование.
Для того, чтобы заключить такой договор, нужна квалифицированная электронная подпись (КЭП). Если у вас ее еще нет, то для получения следует обратиться в удостоверяющий центр, аккредитованный в Минкомсвязи. После заключения договора с ОФД надо сделать следующее:
- подключить рабочее место ККТ к Интернету;
- зарегистрировать кассовые аппараты со встроенным фискальным накопителем на сайте ФНС и получить регистрационный номер;
- в течение 1 дня с момента подачи заявления получить от налогового органа фискальный накопитель ККТ и внести в него необходимые сведения;
- в течение следующего рабочего дня сформировать отчет о регистрации ККТ и подать его либо через кабинет ККТ, либо через оператора фискальных данных в налоговый орган.
- в течение 5 рабочих дней налоговая инспекция авторизует пользователя ККТ и используемый фискальный накопитель и формирует карточку регистрации ККТ. Далее эту карточку вам отправят в электронной форме через кабинет ККТ или оператора фискальных данных.
Обратите внимание
Уже с 1 февраля 2017 года требуется, помимо передачи данных в налоговые органы, обеспечить передачу кассового чека покупателю в электронной форме. Для этого кассовый чек (бланк строгой отчетности) в электронной форме должен содержать адрес email, предоставленный покупателем, и адрес электронной почты отправителя (организации или индивидуального предпринимателя).
Такой электронный чек полностью приравнивается к обычному "бумажному" чеку.
Усложнит ли это работу интернет-магазинов?
В чем-то – да.
Во-первых, количество заказов в интернет-магазине распределяется неравномерно – в зависимости от времени суток, сезона, акций и распродаж. За одну секунду в интернет-магазин может поступать несколько десятков заказов, а текущее кассовое оборудование позволяет печатать не более 2 чеков за секунду.
Во-вторых, новые правила повлекут затраты для интернет-магазинов (на приобретение новых аппаратов или модернизацию уже имеющихся, на заключение договоров с операторами фискальных данных).
Работа "в черную" станет крайне проблематичной. Налоговые смогут в онлайн-режиме видеть все данные по пробитию чека. Проверки станут быстрее и результативнее. Теперь сказать, что чек просто забыл курьер, будет сложно.
Вместе с тем такой режим тем, кто работает "в белую", позволит уменьшить бумажный документооборот с налоговыми и упростить постановку ККТ на учет (это можно будет делать в онлайн-режиме).
Получается, что теперь:
- налоговая будет иметь все данные о пробитых чеках в режиме онлайн. Учитывая, что и до этого ФНС имела доступ к сведениям о движениях на расчетных счетах, укрыть доходы будет практически невозможно;
- не нужно будет вести журнал кассира –операциониста и хранить Z-отчеты;
- при расчетах за оказанные услуги будут применяться только бланки строгой отчетности, сформированные через автоматизированную систему для БСО;
- в чеках появятся новые реквизиты: система налогообложения продавца, форма расчета –наличными или электронными деньгами, адрес сайта, где можно проверить кассовый чек, абонентский номер или электронная почта покупателя. Если при расчетах использовались услуги платежного субагента то, в чеке дополнительно должен быть отражен номер телефона платежного агента и уплаченное ему вознаграждение.
С 15 июля 2017 будут расширены полномочия налоговых органов при проведении проверок за соблюдением законодательства о применении ККТ. Повысятся штрафы за нарушение законодательства о применении ККТ.
Возьмите на заметку:
Уже с 1 февраля 2017 года будут действовать следующие меры:
- за применение старых касс, нарушение сроков постановки на учет и порядка применения ККТ (в том числе – неотправку покупателю на мейл электронного чека) – штраф 5-10 тыс. руб;
- за неприменение кассы – штраф от 75% до 100% суммы расчета вне кассы (но минимум 30 тыс. руб.);
- если касса не применяется уже не в первый раз, и сумма расчетов "по черному" превысила 1 млн рублей, – приостановление деятельности магазина на срок до 90 суток.