подписка
Подписаться
Дарья Костенко
07/11/2012

Пластиковые карты

Недавно Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) предложила обязать все интернет-магазины вне зависимости от их оборота принимать оплату банковскими карточками. Декларируется, что это нововведение избавит рынок от "серых" схем, сделает его более прозрачным, а конкуренцию – честной. Лаборатория экономико-социологических исследований НИУ ВШЭ проанализировала издержки торговых компаний, связанные с обслуживанием безналичных платежей. Выяснилось, что главная причина "ухода" ритейлеров от безналичных расчетов – отнюдь не серые схемы, а дороговизна эквайринга.

Прием безналичных платежей обходится ритейлеру в 2-3 раза дороже, чем оплата наличными. Интернет-эквайринг – дороже, чем оплата карточкой на месте. Онлайн-магазины платят за эквайринг в среднем больше чем их коллеги из офлайна, региональные магазины – больше чем федеральные сети, мелкий и средний бизнес – больше, чем торговые предприятия с большим оборотом. Такие данные представил журналистам руководитель лаборатории – первый проректор НИУ-ВШЭ, профессор Вадим Радаев.


Почем пластик?

Российский рынок безналичных платежей непрозрачен. Величина торговой уступки (комиссия за обслуживание безналичных платежей, которую платит торговое предприятие эквайеру – банку или платежной системе-агрегатору) в большинстве случаев остается коммерческой тайной. Исследователи НИУ ВШЭ опросили 42 компании, запросили данные у банков и платежных систем, – и вывели некие средние цифры.

Кто правит бал на рынке безнала?

Банки-эмитенты

Лидер по числу выпущенных карточек – Сбербанк – около 60,5 млн карт в обращении по состоянию на 1 июля 2011 года. Дальше ВТБ-24 – 7,8 млн и Альфабанк – 7,3 млн пластиковых карт.

Платежные системы

К 2012 г. рынок в России фактически "поделили" Visa и MasterCard. На эти платежные системы пришлось соответственно 40 и 36% выпущенных карт (данные на 01.01.2012). Доля Visa в общем количестве выпущенных карт достигла 40%, доля MasterCard — 36%. По использованию карт вперед вырвалась Visa. Как по количеству, так и по объему платежей на ее долю приходится почти 60%. Доля MasterCard не превышает 40% . Вместе эти две платежные системы сейчас "закрывают" до 94-97% рынка по количеству и стоимостному объему платежей. Остаток рынка поделили American Express и Сберкарт.

По Visa и MasterCard размер торговой уступки оказался практически идентичным. Более чем для 80% компаний он находится в пределах от 1,3 до 2,5%. И только в единичных случаях он доходил до 3,2%. Прием к оплате карт American Express обходится дороже — до 4% (средний уровень — 2,8%).


Как отметил Вадим Радаев, величина комиссии зависит в первую очередь от торгового оборота, размера компании и ее типа – федеральная и региональная. Самые "сладкие" условия достаются крупным федеральным торговым сетям с большим оборотом. Им прием безнала обойдется в 1,5% , а малому и среднему бизнесу – 2-2,1%. Однако для интернет-эквайринга эта величина сразу возрастает до 3% и более. В целом же на рынке отсутствует некая унификация ставок: они зависят в первую очередь от оборота компании и результата переговоров. При этом продавец не имеет права переложить свои затраты по приему безналичных платежей на покупателя: правила международных платежных систем запрещают варьировать цену в зависимости от способа оплаты.



Стоимость обслуживания наличных платежей оказывается гораздо ниже. Для 2/3 опрошенных компаний она не превышает 1% от суммы платежей а для небольших интернет -магазинов и того меньше – в среднем 0,6%.


Как отмечают авторы исследования, средние для России ставки – выше максимального уровня по странам ЕС. Для сравнения, в Европе средний размер комиссии по дебетовым картам составляет 0,59%. В Швейцарии он равен 0,2%, в Германии – 0,3%, в Великобритании и Франции– 0,6%, в Италии и Испании – 0,8% . Приближается к России по этому показателю только Польша, со средней комиссией 1,8%. А вот в Норвегии торговая уступка по дебетовым картам – нулевая.


Верните деньги!

Еще одна проблема с безналичными платежами актуальна в первую очередь для интернет-магазинов. Это длительные сроки возврата средств покупателям, в особенности, когда расчет происходил через Интернет. Минимальный срок возврата – от 3 дней, но в отдельных банках он доходит до месяца. Если же речь идет об интернет-эквайринге, сроки возврата начинаются от 10 рабочих дней и доходят до 44 дней. В то же время, действующий Закон РФ "О защите прав потребителей" предусматривает десятидневный срок удовлетворения требований потребителя.

"Основной момент — это возврат денежных средств. Если клиент возвращает товар, по которому он сделал предоплату, по интернет-эквайрингу, то мы возвращаем ему деньги обратно на карту. У нас не один клиент, а тысячи. И когда это (возврат – прим. ред.) делается неким списком-реестром, часть из них, бывает, не прорабатывается, не срабатывает", – комментируют представители крупного интернет-магазина одежды и и аксессуаров.


Дорогое удовольствие

Все опрошенные компании принимают карточки Visa и Mastercard. Каждая третья компания ограничивается только этими платежными системами. 40% принимают American Express , 31% – Сберкарт. Крупные компании начали принимать платежные карты еще в 2004 году, а представители малого и среднего бизнеса – лишь в последние 2 года. Однако для всех этот способ платежа пока остается дорогим удовольствием: подчеркивает статус компании, однако денег приносит мало.


Доля безналичных платежей в обороте компаний невелика – 17% по числу платежей и 19% по их стоимости. Лишь в единичных случаях она достигала 40% по числу платежей и 50% – по стоимости, уточняют авторы исследования. Такая "любовь к безналу" характерна в первую очередь для сегмента премиум-класса, где клиенты привыкли чаще расплачиваться банковскими картами и средний чек покупок выше. Интересно, что у интернет-магазинов доля безналичных платежей находится примерно на том же уровне, что и у большинства мультиканальных и офлайновых ритейлеров. Это связано с тем, что онлайн-покупатели до сих пор предпочитают рассчитываться наличными при получении товара, а не картой в Интернете.

Интернет-эквайринг используют всего 35% компаний. И лишь 5% принимают оплату электронными деньгами – "Яндекс Деньги" и Webmoney. Почти во всех случаях это крупные и средние федеральные/московские компании. В регионах интернет-эквайринг пока развит слабо.

Среди тех, кто использует интернет-эквайринг, его доля почти в половине случаев (46%) остается в пределах 1% от общего объема платежей. Среди интернет-магазинов и мультиканальных ритейлеров максимум показала крупная федеральная мультиканальная компания, продающая бытовую технику и электронику. У нее доля интернет-эквайринга составила 20%. На втором месте оказался большой интернет-магазин электроники – 7%. Средний же показатель для интернет-магазинов составил, согласно результатам исследования, 3,8% от оборота.


Почему комиссия не снижается?

Общемировой тренд сейчас – снижение комиссий. Что мешает снизить их в России? Главные препятствия – неразвитость рынка и, как следствие, жесткая позиция международных платежных систем, считает Вадим Радаев.

Бóльшую часть в общей стоимости эквайринга составляет так называемая межбанковская комиссия, которой обмениваются между собой банк-эквайер, обслуживающий платежи, и банк-эмитент, выпустивший карточку. Размер этой комиссии определяют не сами банки, а международные платежные системы – в нашем случае это Visa и Mastercard, установившие на удивление одинаковые ставки. Свое решение они объясняют ситуацией на российском рынке. Чем больше оборот безналичных платежей, чем более развита и защищена от мошенничества их инфраструктура, – тем ниже размер комиссии. И наоборот.

Доля безналичных средств достигает сейчас 76% в общем объеме денежной массы в России. По данным Центробанка, на I квартал 2012 всего в России было выпущено чуть более 200 млн пластиковых карт. И в то же время, российское население предпочитает платить по старинке – наличными. По опросам, 53% обладателей платежных карт пользуются ими только для снятия наличных. Операции по снятию "налички" составляют львиную долю от всей стоимости безналичных трансакций– 87% (на начало 2011 года). Абсолютное большинство (74%) по-прежнему составляют расчетные (дебетовые) карты – т.е. карты, на которые начисляется зарплата. И по количеству, и по стоимости безналичных платежей мы по-прежнему в десятки раз отстаем от развитых стран.

Разорвать замкнутый круг

"Безналичные платежи – это двусторонний рынок, – комментирует Вадим Радаев. – Чем больше держателей карт активно пользуются ими для покупок, тем больше торговцев заинтересованы принимать карты к оплате, что, в свою очередь, побуждает большее количество людей активно пользоваться безналичными способами оплаты".

При достижении критической массы запускается самоподдерживающийся механизм возрастания спроса на банковские карты. Однако на зарождающихся рынках, пока критическая масса не достигнута, обе стороны, оглядываясь друг на друга, тормозят процесс. Чтобы разорвать этот порочный круг, необходимы специальные усилия участников рынка (прежде всего, со стороны эмитентов банковских карт).

В США в свое время банки просто раздали своим клиентам бесплатно несколько миллионов пластиковых карт. Но для России этот способ не годится, считают эксперты. Наш путь – зарплатные проекты с крупными корпорациями. Кроме того, предстоит решить проблему безопасности безналичных платежей, выработать более дружественную политику по отношению к пострадавшим от мошенничества клиентам. Это позволит решить первую часть задачи – стимулировать держателей карт к более активному пользованию безналичными платежами.

Вторая часть задачи – подтолкнуть торговые сети к интенсивному использованию безналичных оплат. "Главный вопрос – как вовлечь в этот процессу основную массу малых и средних бизнесов, в том числе и интернет-магазины", – отмечает господин Радаев. С его точки зрения, для этого надо в первую очередь разорвать жесткую связь ставки комиссии с размером оборота, "уравнять в правах" крупный и малый бизнес. Здесь, по мнению профессора Радаева, не обойтись без вмешательства госрегулятора, которому следовало бы "усадить" международные платежные системы за стол переговоров . "Есть опыт в ЕС когда регулятор добился снижения межбанковской комиссии от Visa. В наших условиях это тоже возможно", – считает господин Радаев.

К административным же мерам (таким, как законодательное введение для продавцов обязанности принимать оплату "пластиком") Радаев призвал отнестись с осторожностью. При сохранении повышенных ставок для малого и среднего бизнеса это ослабит его конкурентные позиции на рынке, считает первый проректор НИУ -ВШЭ.


Комментарий участника рынка

Денис Косенков, директор департамента корпоративного управления и правового обеспечения компании Enter "Связной":

"Стимулирование безналичных платежей поможет упорядочить рынок интернет-торговли. Однако пока почему-то интернет-эквайринг дороже обычного эквайринга, хотя затраты на инфраструктуру здесь значительно ниже. Причины этого остаются для нас загадкой. Снижение стоимости интернет-эквайринга – вот что в первую очередь поможет уйти от "серых" схем".


Исследование проводилось Национальным исследовательским институтом "Высшая школа экономики" в июле-августе 2012 г по заказу Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ). Были опрошены руководители 42 компаний. 50% представляют Москву и 50% — регионы. Среди опрошенных – 6 интернет-магазинов (в основном – средние по размеру компании). Еще 10 компаний работают одновременно в офлайне и онлайне, принимая безналичные платежи через Интернет. К малому бизнесу отнесены 16 опрошенных компаний (38%), к среднему — 8 компаний (19%) и к крупному — 18 компаний (43%).

Опрошенные торговые предприятия работают в следующих товарных секторах:

  • продукты питания (15 компаний);
  • бытовая техника и электроника (15);
  • товары для дома (15);
  • одежда, спортивные товары (6);
  • другие категории (11 ).
Прокомментировать
Читайте также
Наталья Минц, Игорь Бахарев
28/08/2015
Безнал, нельзя помиловать?
Интернет-магазинам могут запретить принимать оплату наличными при курьерской доставке. Мы собрали мнения участников рынка по этому поводу ... Подробнее
13/11/2012
На WebMoney заработал фэйсконтроль
Справочная система WebMoney Wiki опубликовала ряд обновлений за октябрь. Особого внимания заслуживает информация о сервисе PhotoID, встроенном в новую версию мобильного кошелька. PhotoID представляет собой фотографию пользователя плюс скан его паспорта или другого документа, удостоверяющего личность. Наличие PhotoID не только повышает доверие к владельцу кошелька, но и делает ряд операций с WM Keeper доступными по упрощенной схеме... Подробнее
Фролик
08/11/2012
Помогите разобраться с Сбербанком 13
Stas2012, а не таких статистик, везде по-разному. Кто-то отправляет только наложенным платежом, т.к. бухгалтерия серая и все получают налом на почте, кто-то работает 100% официально и имеет кучу способов оплаты и на наложку приходится меньшее количество заказов.

Я перед тем как подтвердить заказ наложкой пробиваю клиента по всем доступным базам - это соц сети, базы черных списков ФБНП и bclient.ru Если черные списки не нашли клиента по телефону, почте, ФИО, а в соц сети человек вполне порядочный, то отправляю после телефонного подтверждения + смс нотификация с предупреждением, что заказ изменить/отменить нельзя без оплаты стоимости доставки. Пока отказов не было, но и отправок наложкой было не больше 20.

Но вот с курьерской службой отказов было много, причем даже с подмосковья, таких индивидов я засадил по все черные списки, пока больше не звонили.

Людям нужно дать понять, что Вы надежный продавец и что при наложенном платеже у них нет возможности посмотреть товар ДО оплаты и что гарантии в доставке при онлайн оплате через платежные системы у них куда больше, чем при наложке, когда деньги ушли непонятно куда, а на руках остался кирпич. Свернуть
Stas2012, а не таких статистик, везде по-разному. Кто-то отправляет только наложенным платежом, т.к. бухгалтерия серая и все получают налом на почте, кто-то работает 100% официально и име Еще...
Форум Ведение бизнеса Платежные системы
06/11/2012
Google Wallet материализовался

Материализовавшийся бумажник Google будет выглядеть и действовать, как обычная банковская карта. Отличие заключается в том, что собственного банковского счета у такой карточки нет, она лишь будет играть роль любой другой карты, привязанной к кошельку. Деньги будут списываться с текущего активного счета в Google Wallet.... Подробнее
31/10/2012
"Тинькофф" - еще два шага вперед
Банк "Тинькофф Кредитные Системы" продолжает продвижение своего детища – сервиса "КупиВкредит". Очередные шаги предприняты в секторе аутсортинга и программного обеспечения... Подробнее