подписка
Подписаться
18/10/2012

Кого вытеснит eBay с российского рынка?

Назначение топ-менеджера Владимира Долгова главой российского eBay дало понять: у крупнейшего в мире интернет-аукциона – большие планы на российский рынок онлайн-торговли, один из самых перспективных в мире (по оценкам консалтинговой компании A.T. Kearney, он входит в первую тройку наиболее перспективных и стремительно развивающихся рынков e-commerce).

Уже сейчас eBay является более торговой площадкой, нежели аукционом: около 65% товаров на нем продаётся по фиксированной цене (опция "Buy it now"). В России eBay стремительно набирает популярность. "Каждые 3 секунды россияне совершают покупку через eBay. За 2012 год активная аудитория российской версии eBay увеличилась на 82%, – приводит цифры Владимир Долгов.

Похоже, российским интернет-магазинам придется потесниться. На рынок вышел новый крупный игрок, но кому в итоге станет тесно? Что и в каких странах любят покупать россияне через eBay? И самое интересное – что "светит" продавцам из России на мировом интернет-аукционе?

Об этом Oborot.ru расспросил Владимира Долгова.


Фото Долгова


Владимир, составит ли eBay конкуренцию российским интернет-магазинам?В каких секторах нас ждет отток покупателей к зарубежным продавцам?

– eBay привозит то, чего в России нет. Наращивать популярность мы будем в первую очередь счет длинного "хвоста" редких товаров. Это и есть основное преимущество eBay перед другими сервисами, занимающимися электронной коммерцией. У нас покупают то, чего невозможно найти в России. Редкие гаджеты, технику, комплектующие, одежду и обувь мировых брендов. Так что, в некотором смысле, мы с ними будем не столько конкурировать, сколько вместе развивать рынок e-commerce.

Какие конкретные товарные категории больше всего интересуют россиян на eBay? В каких странах делаются покупки?

– 56% покупок россиян через eBay приходится на США. Чтобы доставить все товары, приобретаемые в Штатах, потребовалось бы в среднем два грузовых самолёта Боинг-747 в день. 9% покупок приходится на Китай (прирост за год 105%). Если же сложить объем покупок в Китае, Гонконге и других азиатских странах, эта цифра будет приближаться к 20 %. Таким образом, в Азии россияне покупают чаще, чем в Великобритании ( 9% покупок) и в Германии (6%).

За первое полугодие 2012 года россияне в сумме провели на сайте eBay 25,9 миллионов часов. Наиболее востребованы у российских покупателей товары из категорий "Мода" и "Технологии". Вот данные 2011 года. 23% от общего объема покупок, сделанных россиянами на eBay, составили одежда, обувь и аксессуары. 20% – компьютеры, фотоаппараты и другая электроника. Если добавить сюда 12%, которые приходятся на сотовые телефоны и аксессуары к ним, сегмент электроники достигнет 32%. 13% покупок – ювелирные украшения, драгоценные камни, часы.


Допустим, "ювелирку" в России через Интернет продавать нельзя, так что конкуренции здесь просто нет. Через eBay, в свою очередь, не продаются авиа- и железнодорожные билеты, которые в обороте российской e-commerce составляют 18% (Data Insight). Но два основных ведущих сектора совпадают – это одежда и обувь (8% рынка) и электроника…

(Прим. ред: по данным Data Insight, 11% от оборотов российской e-commerce составляет портативная электроника, 8% – компьютеры и оргтехника, 6% – мелкая бытовая техника. Что в сумме дает 25%) .

– Мелким ритейлерам электроники, которые живут за счет небольшой маржи, мы точно не конкуренты. Даже если продавец с eBay предложит цену на 10% ниже, никто не будет ждать неделями то, что можно купить уже сейчас. Новые iPad и iPhone вряд ли будут продаваться через eBay. Вот подержанная электроника – возможно.

Если говорить об одежде и обуви, ассортимент на Западе, опять же, гораздо шире, чем в России. Уникальные товары дают нам преимущество и перед интернет-магазинами, и перед отечественными торговыми площадками, тоже реализующими модель аукциона. Например, у Molotok.ru нет иностранных продавцов. Он продает только то, что здесь уже и так есть.


До конца 2012 года вы планируете запустить первое локализованное для России мобильное приложение – "eBay Мода" – для покупки одежды, обуви и аксессуаров. А в первом квартале 2013 года обещаете "русифицировать" и общее приложение для мобильных покупок на eBay. Параллельно идет адаптация вашего российского сайта под смартфоны и планшеты. Вы делаете ставку на мобильные продажи?

– В России по прогнозам на конец года смартфоны займут 25% на рынке мобильных телефонов. А это значит, что Интернет на глазах делается мобильным. Это общемировой тренд.

На eBay за 9 месяцев 2012 года объем транзакций через мобильные телефоны вырос в 2 раза. Только за 2 квартал 600 000 новых покупателей во всем мире совершили свою первую покупку на eBay с мобильного устройства. Россия тоже в этом тренде. По состоянию на конец сентября 2012 года россияне скачали наше приложение 200 тысяч раз. По количеству загрузок приложения Россия в 2012 году занимает 8 место в мире и 5 место в Европе.

Чтобы вы представляли масштабы. В США каждую неделю на eBay с мобильного приложения покупают примерно 8,5 тысяч автомобилей и 20 тыс. запчастей и аксессуаров.И каждые 30 секунд – женскую сумочку. Это – наше недалекое будущее.


Итак, в мобильных продажах одежды вы планируете захватить значительную часть рынка. Это "подогреет" модный бум, который достиг своего пика, когда одновременно стартовали "Яндекс.Гардероб" и обновленный раздел "Одежда" на Товары@MAIL.RU. Но как вы будете решать проблему с длительными сроками доставки? Москва и Петербург уже избалованы быстрой доставкой… Может быть, eBay быстрее будет продвигаться в регионах?

– Не согласен с тем, что модель потребительского поведения в Москве сильно отличается от регионов. Напомню, мы делаем ставку на уникальные товары. Люди прекрасно понимают, что eBay – единственный шанс получить такие товары. Другой вопрос, что нельзя заставлять покупателя ждать бесконечно.

Мы никогда, разумеется, не будем доставлять товары завтра, но до разумного срока дотянемся. Сейчас решение логистической проблемы – в приоритетах российского eBay.

Планируете ли вы и дальше сотрудничать с "Почтой России"?

– Почта России – крупнейший игрок на рынке логистики. Не очень оперативный – это знают все интернет-магазины. Но доставляющий все что угодно и куда угодно. В дальнейшем мы планируем обращаться и к другим логистическим службам, возможно – диверсифицировать доставку. Наша задача нетривиальна – найти партнера, который может обеспечить необходимый уровень сервиса уже сейчас и при этом быть масштабируемым, чтобы выдержать планируемый нами рост продаж. Думаю, с доставкой мы определимся к концу года.

Какие еще факторы, кроме логистики, сдерживают рост электронной коммерции в России?

– Еще один сдерживающий фактор – низкое проникновение пластиковых карт, отсутствие у россиян привычки к безналичным платежам. Правда, уже появляются решения, которые позволят самым мелким продавцам уйти от налички. Это мобильные платежные терминалы, которые втыкаются в разъем смартфона и позволяют, например, курьеру или продавцу в точке самовывоза принять оплату пластиковой картой. Есть такие решения и у PayPal, правда, пока не в России.

Другой путь – "адаптировать" способ платежа под российскую привычку к кэшу. Уже сейчас кошелек на PayPal можно пополнить наличными через терминалы QIWI.

Пополнить-то можно, а вот вывести деньги из кошелька PayPal на банковский счет в России – нет. Получается, российский eBay пока "работает" только на покупателей?


– Да. Практически все операции сейчас это cross-border trade – покупки россиян за рубежом. Из-за сложности вывода средств из PayPal аукцион eBay до сих пор неудобен для российских продавцов. Также ограниченные возможности PayPal затрудняют и торговлю между российскими пользователями внутри страны.

eBay станет полноценной площадкой для российских продавцов только после того, как здесь включится полный функционал PayPal. Представители PayPal уже начали работу с российскими регуляторами, чтобы сделать это возможным.

eBay в России не планирует прибегнуть к услугам отечественных платежных систем?

– PayPal на 100% удовлетворяет потребности eBay. Все платежи на сервисе проходят и будут проходить через эту систему.

Каковы перспективы выхода российских продавцов на международные рынки через eBay? Смогут ли россияне предложить что-то, что найдет спрос на Западе?

-С одной стороны, экспортные возможности России, скажем честно, не очень большие. С другой стороны, наверняка есть продукция, которая будет пользоваться спросом. Я говорю в первую очередь про сувениры и хенд-мейд. Например, уже сейчас безумно популярны кошельки, бумажники, кожаные вещи ручной работы.

Планируете ли вы масштабную рекламную компанию, популяризацию eBay в России?

– Планируем, в том числе и евангелизацию, т.е. объяснение того, почему eBay – это хорошо и полезно для клиента. Причем использовать будем не только Интернет, а несколько каналов. Не стоит отвергать, как это ни странно, такой канал, как телевидение, для популяризации интернет-сервисов.

Использование ТВ-рекламы было бы бессмысленно 10 лет назад, когда доля людей, сидящих в Интернете, была очень мала и могла вообще не пересекаться с телевизионной аудиторией. Сегодня, когда в Интернете сидят от 50 до 60 млн. россиян, это практически те же люди, которые смотрят телевизор.

На рынке ощущается недостаток квалифицированных кадров. Где планируете набирать команду, за рубежом или в России?

– В России. Хотя людей с тем опытом, который нам нужен, на рынке действительно очень мало. Возможно, будущие кадры мы будем искать не в e-commerce.

Как вам кажется, что из Вашего опыта работы в OZON и Google будет востребовано в eBay?

– Из работы в OZON – знание того, как работает e-commerce в России. Из Google – опыт того, как разворачивать в России локальное подразделение глобального бизнеса "с нуля".

Досье "Oborot.ru"

Владимир Долгов – российский топ-менеджер, кандидат физико-математических наук. В июле 2012 года занял должность руководителя российского офиса eBay. В 2005 – 2012г. возглавлял Google Russia. До этого – с 2000 по 2005 год – занимал различные руководящие должности в интернет-магазине Ozon.ru.

Корпорация eBay, владеющая одноименным онлайн-аукционом и платежной системой PayPal, основана в 1995 году. Входит в число самых дорогих интернет-компаний США.

Прокомментировать
Читайте также
08/09/2015
Онлайн стирает границы
Трансграничная торговля в В2С секторе набирает популярность во всем мире. Она будет наращивать темпы с небывалой скоростью до 2017 года, а затем – чуть медленней, но даже тогда показатели останутся двузначными... Подробнее
alive
17/05/2013
Форум Тенденции развития Российские тенденции
18/10/2012
"М.Видео": онлайн-продажи растут в три раза быстрее
Продавец электроники и бытовой техники объявил неаудированные показатели продаж и продаж сопоставимых магазинов "М.Видео" за 9 месяцев и в 3-м квартале 2012 года. Кроме того, подвел итоги намеченной программы развития сети... Подробнее
18/10/2012
Онлайн-кредитование набирает обороты
Интернет-магазин Enter ввел на своем сайте возможность покупки товаров в кредит. Минимальная сумма кредита равна 3 тыс. рублей, максимальная — 150 тыс. на срок от 4 до 24 месяцев. Новая услуга стала доступна благодаря соглашению с банком "Ренессанс Кредит"... Подробнее
Анастасия Дмитриева
15/05/2008
Необычные интернет-магазины
Как ни странно, Интернет не безграничен - и многие направления электронной торговли уже освоены достаточно плотно. Книги, компьютеры, электроника... свободных ниш становится все меньше, а клонов – все больше. Но на просторах Всемирной сети достаточно магазинов, не похожих ни на что другое – самым необычным проектам электронной торговли посвящен сегодняшний экспресс-обзор Oborot.ru... Подробнее