подписка
Подписаться
Павел Коротов и Галина Окулова
15/08/2002

Бегун: вас не догонят

– Бегун, Бегун… да, что-то слышал, но толком не знаю. Баннерокрутилка какая-то, кажется? – так отвечали на импровизированный мини-опрос многие мои знакомые, которым по роду своей деятельности приходится достаточно часто работать с Интернетом. Признаюсь честно: до недавнего времени я и сам довольно смутно представлял себе, что же такое этот загадочный "Бегун", хотя необходимость рассказать о нем читателям нашего сайта явно назревала. В памяти почему-то всплывали GoTo.com и "Яндекс.Директ". Еще я от кого-то точно слышал про сотрудничество "Бегуна" с Travel.ru и Auto.ru, хотя картину это особенно не проясняло.


Но время шло, отовсюду постоянным эхом отдавалось: "Бегун, Бегун, Бегун…". Итак, пришло время разобраться, что такое "Бегун" и с чем его едят.


"Система контекстной рекламы"


Если коротко, то "Бегун" – это система размещения рекламы, демонстрирующейся при вводе пользователем определенных ключевых слов. Скажем, запрашивает пользователь в поисковике "кондиционер", а ему в первых строчках выводятся не ссылки, найденные "по-честному", а ссылки тех рекламодателей (например, магазинов климат-техники), которые заплатили поисковику за первые позиции именно по этому ключевому слову.


– Секунду-секунду! – запротестуете вы. – Какому, к лешему, поисковику они собрались платить? Чтобы создать и раскрутить собственный поисковик, нужна не одна сотня тысяч долларов, которых у Begun.ru наверняка нет и не было!


Вы правы. Поисковик из "Бегуна" никакой. "Изюминка" сервиса состоит в размещении контекстной рекламы (то есть рекламы по интересующим ключевым словам) не на своих, а на чужих ресурсах – разумеется, по согласованию с их владельцами.


Началось все в конце апреля 2002 г. с каталога Refer.ru – прямо скажем, не самого популярного в Рунете ресурса. Затем наступили майские праздники, а там и летние отпуска начались… Расслабившись, мы как-то пропускали мимо ушей, что размещенную через рекламу "Бегун" теперь можно видеть на поисковике "Апорт" (около 100 000 уникальных посетителей в день) и Rating@Mail.ru (около 15 000 посетителей).


Также среди площадок "Бегуна" сейчас числятся крупные отраслевые ресурсы: Travel.ru (представляет интерес для туристических агентств), Auto.ru (для тех, кто торгует автомобилями), Sotovik.ru (известный сайт, посвященный мобильной связи). В общей же сложности, по словам Алексея Басова, одного из основателей "Бегуна", в настоящее время сервис показывает 1,6 миллионов объявлений в сутки, а число переходов на рекламируемые сайты в среднем равно 27 000.


У тех, кто сталкивается с "Бегуном" в первый раз, может возникнуть вопрос:


– А как же система работает с ресурсами, не являющимися поисковиками?


На самом деле, все просто. Для каждой страницы (или группы страниц) рекламируемых "Бегуном" ресурсов задается заранее определенный набор ключевых слов, в соответствии с которыми и выводятся объявления. К примеру, у "Сотовика" в этой роли выступают слова из заголовка страницы.

Три главных принципа Begun.ru


Главный принцип, лежащий в основе работы "Бегуна": реклама выводится только тем пользователям, которых она может заинтересовать и которые, соответственно, запрашивают ключевые слова, заданные рекламодателем.


Второй принцип заключается в способе оплаты рекламы, достаточно выгодной для тех, кто торгует через Интернет. Оплата осуществляется не за показы рекламных объявлений, а за клики – за переход пользователей на сайт рекламодателя. Конечно, еще более выгодной является схема оплаты за реальные продажи, но это уже юрисдикция партнерских программ.


Между тем, посчитать, выгодна ли реклама через "Бегун" для конкретного проекта, не составляет труда. Достаточно запустить пробную мини-кампанию (наименьшая сумма взноса – 5 долларов США) и выяснить, сколько из пришедших по ссылкам посетителей стали покупателями. При разумном выборе ключевых слов этот процент останется более-менее постоянным. Поэтому, вычислить имеет ли смысл рекламироваться с помощью Begun.ru и, если да, то на каких условиях (сколько можно заплатить за переход), совсем несложно.


В этом-то – в возможности устанавливать собственную цену за клик – и заключается третья особенность "Бегуна". Если один из запросов (например, "кондиционеры") очень популярен, и желающих показать свою рекламу одуревшему от жары клиенту набралось несколько десятков, первыми показываются те ссылки, за клик по которым рекламодатели дают больше денег.


После такой теоретической подготовки, конечно, хочется попробовать систему в действии, что и было сделано.


Основная функция системы – создание рекламных кампаний, каждая со своим набором ключевых слов, на которые "реагирует" объявление. Здесь все понятно: задаете этот самый набор ключевых слов, заголовок и описание объявления, а затем устанавливаете цену за переход по каждому ключевому слову. Напомню: от стоимости перехода зависит позиция рекламного объявления, поэтому при установке цен отображается стоимость первых трех позиций по данному словосочетанию.


В подборе ключевых слов очень помогают три поисковых инструмента: по выражениям, которые покупают вместе с указанным словом; по выражениям, которые ищут с указанным словом, а также по эффективности рекламных объявлений.


Чтобы средства на счету не расходовались слишком быстро, можно установить ограничения на бюджет кампании, количество переходов или на время проведения.


Кроме того, "Бегун" предлагает два дополнительных сервиса с абонентской платой: профессиональный и аналитический пакеты. В профессиональном пакете базовые функции дополнены такими возможностями, как "настройка автоматических торгов" (чтобы объявление могло быть на одной и той же позиции, вне зависимости от действий конкурентов) и "стоп-слова" (слова, при вводе которых в строке поиска вместе с "нужными" словами, объявление не отображается). Стоимость профессионального пакета – 25 долларов в месяц. Думается, что он может быть полезен тем, кто действительно "подсел" на "Бегуна" и тратит большую часть своего дня на оптимизацию кампаний.


Второй пакет – "аналитический" – стоит еще дороже, 99 долларов в месяц. В этом случае специалисты Begun.ru берут управление рекламой в свои рабочие мозолистые руки. Ежемесячно пользователю предоставляется отчет с множеством красивых таблиц и графиков. Этот вариант может подойти тем, кто пока не готов нанять на постоянную работу профессионального промоутера, однако уверен в эффективности привлечения клиентов через Интернет.


В заключение, хотелось бы отметить, что в настройках сервиса отсутствуют некоторые достаточно важные возможности. Например, нет таргетинга по времени суток и – что более важно – по географии посетителей. В принципе, ненужных клиентов можно отсечь, введя в заголовок название региона (например, "Лучшие носки для жителей Кемерова"), однако автоматический сервис был бы полезен.

Что можно получить?


Что действительно интересно в системе – так это цена привлечения клиентов. Вот результаты тестирования по некоторым популярным запросам (указано число запросов, задаваемых пользователями за месяц и стоимость клика на позициях с первой по третью). "Кондиционеры" – 2671 запросов в месяц, от 19 до 21 цента за клик; "audi" – 2364 запросов, от 1 до 5 центов за клик; "горящие путевки" – 8392 запросов, 2 – 6 центов за клик.


А вот, например, на "гарри поттер", "властелин колец" и "амели" активных рекламодателей не нашлось вовсе. Экспресс-тест других потенциально популярных запросов показал, что цена за клик редко превышает 7 центов. Исключение – тема создания веб-сайтов и веб-дизайна, здесь стоимость посетителя уже достигла доллара. Однако по большинству запросов цена за клик очень заманчивая, особенно если сравнивать с "Яндекс.Директом" и "среднестатистическими" 55 центами за переход. При CTR коэффициенте конверсии) 2,5%, которого при такой целевой аудитории достичь совсем несложно, и средней стоимости посетителя в 6 центов, получим "стоимость" покупателя в 2,4 доллара. Если же увеличить CTR за счет более тщательного подбора слов, то цена привлечения клиента может снизиться вдвое и более.


Сколько продлится столь выгодная ситуация – сказать сложно. Сегодня в системе около 550 рекламодателей, работающих на коммерческой основе. Судя по всему, у многих из них просто пока руки не дошли до того, чтобы использовать весь потенциал системы. Видимо, они ждут, пока этим воспользуются их конкуренты.

Комментарии к материалу закрыты