2001 <
Мы не отходим от традиций и в конце декабря подводим итоги предыдущего года: каким он оказался для электронной торговли и прочего бизнеса, так или иначе зависящего от Интернета. Пройдем путь, начиная с января по декабрь первого года нового века, нового тысячелетия. И, как говорил классик, "за мной, читатель".
Январь
Новый год начался с неудачных новостей для интернет-бизнеса. Спад всего, связанного с Интернетом, за рубежом продолжился. Так, в первых числах января Pegasus Research International предсказала, что к концу 2001 разорятся до трети интернет-компаний. Эти вести продолжили оказывать влияние и на отечественный рынок, на котором самыми заметными (по крайней мере для прессы) оставались различные холдинги, образованные на деньги иностранных инвесторов.
Февраль
В столь нелегкое для "ебизнеса" время ИД "Компьютерра" открывает интернет-магазин "1click". Суть проекта – в создании "прозрачного" магазина, который покажет предпринимателям, как можно зарабатывать деньги на онлайновой торговле. Каждый шаг директора предприятия, Евгения Дридзе, должен был быть запротоколирован и рассказан читателям. Конечно, так не получилось. Сначала, когда появились первые известия об этом предвестнике шоу "За стеклом", реакция общественности была очень бурной: одни желали успеха, другие тыкали носом в очевидные ошибки. Сейчас деятельность магазина практически не освещается в прессе, зато, если верить немногочисленным отчетам, предприятие начало приносить реальный доход. Совместить же "приятное с полезным" не получилось. Впрочем, "Инфобизнес" привлек дополнительное внимание к своим публикациям, читатели узнали, как надо (или как не надо?) создавать электронный магазин и что на торговле через Интернет, оказывается, можно зарабатывать деньги, а сам 1click… Будем надеяться, что сам 1click станет в итоге коммерчески успешным и в области торговли.
Март
Журнал "Эксперт" публикует рейтинг отечественных интернет-магазинов. Рейтинг крайне спорный, однако это – чуть ли не единственная оценка работы российской электронной коммерции. В списке присутствуют и имеют высокие оценки магазины XXL.ru и Arcadia.ru, впоследствии скоропостижно скончавшиеся, а также перешедший к новому управляющему 24×7. Одним из параметров, которым оперировали аналитики, были данные о выручке магазинов. При этом никак не учитывались издержки, а сведения о выручку предоставлялись самими торговцами. При учете посещаемости торговых точек учитывались данные то Рамблер Топ 100, то SpyLOG, что также могло дать ощутимую погрешность. В общем, попытка выяснить, "кто лучше", провалилась.
Апрель
В Рунете открылась новая платежная система, "КредитПилот.ком". Прямо-таки "система-загадка". Наполеоновские планы по вытеснению с рынка конкурентов и получению львиной доли платежей электронной коммерции так и остались планами. Последняя новость на сайте датирована июлем 2001 года, раздел "Партнеры" пуст до сих пор.
Да и начиналось все как-то странно. Удивительная сходство названия с именем одного из лидеров российского интернет-экваеринга, "КиберПлат.ком", нелепый каталог интернет-магазинов, не имеющих отношения к системе, который неопытный посетитель мог принять за список обслуживаемых системой торговых предприятий, декларируемая на уровне слухов "смычка" со Сбербанком.
Май
В мае произошли события, которые в очередной раз подорвали доверие к электронной торговле, – особенно со стороны тех, кто к торговле этой имеет опосредованное отношение, то есть со стороны простых обывателей. Во-первых, появился один из первых троянских вирусов, похищавших пароли и кошельки WebMoney. И так-то у нас в стране удаленные платежи не в почете (что, как известно, оказывает сдерживающее воздействие на продажи через Интернет), а тут еще и перспектива того, что деньги могут просто украсть – нет, спасибо, мы как-нибудь наличными курьеру или вообще в оффлайн, в оффлайн….
Вторая новость была не лучше – управление по борьбе с компьютерными преступлениями задержало мошенников, которые использовали созданный ими же "магазин" для снятия и обналичивания денег с чужих кредитных карт. Казалось бы, при чем здесь добропорядочные магазины? Но нет, вот еще один повод для потенциального покупателя держаться подальше от онлайн-торговли!
Июнь
В первом чтении Государственная Дума РФ приняла два важных закона: об электронной цифровой подписи и об электронной торговле. Законы спорные, и эксперты до сих пор ломают копья: чего от этих инициатив будет больше, вреда или пользы. Закон об электронной цифровой подписи был одобрен Советом Федерации в конце декабря, а "Электронная торговля" до сих пор ожидает своего часа в одном из депутатских письменных столов.
Если же говорить об ЭЦП, то этим документом недовольны не только в обществе, но и в Правительстве, – и в будущем году может быть принят новое положение, предварительно озаглавленное "Об электронных цифровых подписях".
Июль
Интернет в торговле используется, но насколько? Ответ на этот интересующий многих вопрос дала в своем исследовании компания "Коминфо Консалтинг". Для одних эти результаты оказались холодным душем, другим же показались даже слишком оптимистичными. Так, выяснилось, что 80% московских оптовых торговых компаний используют электронную почту для организации внутреннего документооборота. С одной стороны, никаких особых суперрешений торговцы внедрять пока не планируют, но с другой-то, с Интернетом уже знакомятся.
Август
Вообще, август – время отпусков. По спаду бизнес-активности с этим месяцем может сравниться разве что период новогодних праздников. В августе мне не удалось найти ничего особенно важного, что имело бы прямое отношение к электронной торговле. Поэтому отмечу два "косвенных" события. Первое – из мира традиционного ритейла – официальное объединение сетей магазинов "Техносила" и "Диал-Электроникс". Это событие особенно интересно, если учесть, что бытовая и аудиотехника – чуть ли не самые динамично развивающиеся секторы отечественной электронной торговли. Вторая новость, на которую хотелось бы обратить внимание – приход в Россию портала Lycos. Бизнес-модель этой компании не имеет отношения к торговле и полностью зависит от Интернета.
Сентябрь
Первый осенний месяц порадовал нас многочисленными открытиями. Конечно, не могу обойти вниманием открытие нашего сайта, Oborot.ru. Мы ставили своей задачей показать, как Интернет может помочь бизнесу наших читателей. Для начала, мы решили сосредоточить свое внимание на розничной торговле, которая достаточно успешно развивается в Рунете и в России в целом. Удалось ли нам выполнить все поставленные задачи? Все – нет. Но мы работаем над тем, чтобы создать "идеальный" ресурс. Впрочем, о наших планах можно узнать и из других источников, а сейчас – о следующем открытии сентября.
Платежная система "Рапида" начала свою работу именно в сентябре 2001 года. Интересно, что эта система изначально не акцентировала внимание на интернет-магазинах. К настоящему моменту "Рапида" предлагает возможность оплаты коммунальных услуг через Интернет, работает с более чем 10 банками и строит амбициозные планы на следующий год. Посмотрим, удастся ли ей реализовать эти планы.
Третьим "открытием" сентября стало создание Объединения предпринимательских организаций России (сокращенно, "ОПОРА"). Одной из основных задач объединения является организация взаимодействия малых предприятий с органами государственного управления и лоббирование интересов МП во властных структурах.
Октябрь
"Аренда приложений" – термин далеко не новый и хорошо знакомый тем, кто хоть раз задумывался об "интернетизации" своего бизнеса. Тем не менее, обычно ASP (Application Service Providing – предоставление приложений в аренду) рассматривалось только в контексте аренды интернет-магазина или размещения сайта на сервере хостинг-провайдера. Термин этот гораздо шире, что пытается продемонстрировать совместное детище IBS и Cable&Wireless, Data Fort. Идея предлагать в аренду торгово-закупочные площадки и корпоративные системы управления сама по себе интересна. Вопрос только в том, насколько это нужно отечественным компаниям на данном этапе развития. Пока никакой информации о коммерческих успехах от Data Fort не поступало – только данные по поводу инвестиций.
Ноябрь
Все, кто имеет дело с Интернетом, начиная от автора домашней странички и заканчивая руководителем крупной корпорации, нет-нет да посещали один и тот же ресурс – SpyLOG. Красивые графики, множество отчетов, нужных и не очень – чего еще надо для того, чтобы знать о своей аудитории все? Или хотя бы думать, что знаешь все. В этом году SpyLOG перешел на платную форму обслуживания. Такой шаг был большинством воспринят "в штыки". Я не буду сейчас вдаваться в подробности дебатов о качестве платной статистики, об этичности торговли ею, о том, что за все в этой жизни надо платить и т.п. Но факт остается фактом: всенародный любимец приобрел негативный имидж в глазах общественности. И это событие следует рассматривать не только как появление первого массовой платной "виртуальной" услуги в Рунете, но и как серьезный маркетинговый просчет, из которого другие должны извлечь уроки.
Декабрь
В российском сегменте Интернет – 430 000 покупателей. Такие данные обнародовал SpyLOG накануне Нового года. В данных, на которых базируется эта цифра, покупателем считается любой посетитель интернет-магазина, просмотревший 6 страниц и более. При подсчете покупок, совершенных именно через Интернет, такой метод измерения может давать ощутимую погрешность. Но если учесть, что человек, интересующийся каким-то конкретным товаром или группой товаров, скорее всего, приобретет его, какая разница, как он это сделает: заполнив форму заказа или посмотрев адрес магазина и подъехав туда с деньгами? Хотя за исключительно онлайновые магазины обидно. Как раз от них посетитель может уйти к конкуренту, который продает как в Интернете, так и в павильоне за углом. Впрочем, за исключительно оффлайновые магазины обидно не меньше.