Финансовые операции и торговля в интерактивном бизнесе
Финансовые операции
Финансовые операции (лат. operatio — действие) представляют собой определенные действия в отношении финансового продукта и выражаются в определенных правилах, инструкциях, указаниях и т.п.
Финансовые операции, по существу, есть торговля финансовым продуктом и связанными с ним услугами.
Продукт (лат. productus — произведенный) есть результат человеческого труда, т. е., предмет, идея, научное открытие и т. п. Продукт, реализуемый как товар на финансовом рынке, представляет собой финансовый продукт.
Финансовый продукт является сложным продуктом и включает в себя банковский продукт, страховой продукт, недвижимость и т.п.
Банковский продукт — это материально оформленная часть банковской услуги (карта, сберегательная книжка, ценные бумаги, дорожный чек, электронный кошелек и т. п.). Банковский продукт имеет вид вещи (т. е. осязаемую форму), предназначенной для продажи на валютном рынке, рынке драгоценных металлов и природных драгоценных камней, на денежном рынке, на рынке ценных бумаг, на кредитном рынке. Торговлю банковским продуктом осуществляют коммерческие банки, кредитные организации, биржи (валютная, фондовая, фьючерсная биржа драгоценных металлов и природных драгоценных камней).
Страховой продукт — это материально оформленное средство страховой защиты.
К страховому продукту относятся договор страхования и страховое свидетельство (полис), "зеленая карта", пенсионный договор.
Договор страхования, страховое свидетельство и "зеленая карта" являются предметом торговли страхового общества, пенсионный договор — предметом торговли негосударственного пенсионного фонда.
Недвижимость (недвижимая вещь, недвижимое имущество) — это участок территории с принадлежащими ему природными ресурсами (почвой, водой и другими минеральными ресурсами), а также здания и сооружения.
Согласно статье 130 ГК РФ, к недвижимости относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все то, что прочно связано с землей, т. е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения. К недвижимости относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Законом к недвижимости может быть отнесено и другое имущество (квартира, предприятие и т. д.).
Торговля и ее формы
Торговля имеет два аспекта рассмотрения:
Этот обмен может происходить как при наличии личного контакта, так и при его отсутствии. Таким образом, купля-продажа товаров может иметь форму прямого обмена и форму опосредованного обмена.
Первая форма торговли базируется на прямом личном контакте покупателя с продавцом или покупателя с продавцом и кассиром.
Вторая форма торговли означает почти полное отсутствие такого прямого контакта и наличие в отдельных случаях посредников (сети Интернет, телефонных компаний и др.).
Первая форма — это традиционная форма торговли, возникшая в эпоху варварства как прямой товарообмен, а затем как обмен товарами через определенный товар — посредник обмена (таким посредником во многих странах был скот). По сути, она применяется и сегодня — в магазинах, ресторанах, на ярмарках и т. п.
В полном объеме технология этой формы торговли состоит из следующих операций:
Указанные операции имеют определенные характерные черты.
Начальной и основной операцией является ознакомление покупателей с товаром, так как от эффективной организации его в значительной мере зависят как время выбора, так и решение сделать покупку. Организация показа должна обеспечить покупателю наилучшие возможности для всестороннего ознакомления с товарами, их обзора, непосредственного осмотра, сопоставления, примерки и т. д. Хорошо организованный показ требует рациональной выкладки товаров. Наилучшие условия для показа товаров и ознакомления с ними покупателей создаются в магазинах при открытой выкладке товаров в торговом оборудовании. Важно обеспечить широкий фронт выкладки, показа в торговом зале магазина. Увеличение фронта показа и выкладки товаров на торговом оборудовании позволяет демонстрировать товары в более широком ассортименте и быстро обслуживать покупателей. При одной и той же установочной площади фронт показа и площадь выкладки товаров в торговом зале зависят от типа торгового оборудования и его конструктивных особенностей. Для показа товаров в магазине наряду с открытыми стендами, горками, вешалками используют также и внутримагазинные витрины. Важное значение имеет также демонстрация товара в действии. Потребитель, а следовательно, и спрос на товар во многом определяются областью применения товара и качеством его исполнения. Поэтому демонстрация товара в действии расширяет познания покупателей о нем и способствует увеличению объема его продаж.
В условиях непрерывного расширения и обновления товарного ассортимента, выпуска новых видов товаров значительно повысилась роль консультационных услуг покупателям в процессе их ознакомления с товарами.
Основная задача консультации, проводимой продавцом, состоит в том, чтобы помочь покупателю осознать потребность в товаре и создать уверенность в правильности сделанного им выбора. При продаже изделий, изготовленных из новых видов сырья, а также товаров длительного пользования (в основном это технически сложные товары) консультация является одним из способов выявления спроса населения и удовлетворения этого спроса.
Операции, обеспечивающие платеж за покупку (т. е. расчет с кассиром), а также отпуск товаров покупателю являются главным образом техническими операциями. Они должны быть организованы так, чтобы максимально ускорить продажу товара и сберечь время покупателя при приобретении товаров.
Вторая форма торговли — это различные виды внемагазинной торговли. К ним относятся:
Посылочная торговля осуществляется посылторгом через почтовые отделения связи или по прямой поставке с отдела сбыта производителя товара. Сущность посылочной торговли заключается в том, что покупатель сначала знакомится с товаром по каталогу, где приведена достаточно полная информация о товаре. Выбрав нужный товар, покупатель при желании может получить консультацию об этом товаре. Затем он делает заказ на доставку товара. Заказ обычно делается по телефону, а в отдельных случаях — через почтовые отделения связи. Оплата покупки производится или наложенным платежом через отделение связи, или наличными деньгами при доставке товара на дом специальным курьером.
Торговые автоматы — это механические устройства, с помощью которых осуществляется продажа товара за наличные деньги, по банков-ской карте или через мобильный телефон.
Через торговые автоматы обычно продаются напитки, горячие и холодные блюда, сигареты, журналы, газеты и т. п. Преимущество торговых автоматов в том, что они могут обслуживать покупателей круглые сутки (24 часа) и очень удобны в местах большого скопления людей (вокзалы, аэропорты, стадионы, рынки и т. п.) и в местах, удаленных от центральных магистралей города.
Телевизионная торговля, т. е. торговля через телесеть и кабельное телевидение, широко распространена во многих зарубежных странах. Например, в США крупнейшими торговыми телесетями являются Home Shopping Network и QVC.
На этих телеканалах все 24 часа в сутки идет реклама товаров. Зритель заказывает понравившийся ему товар по телефону, оплачивая покупку кредитными карточками. Товар доставляется на дом в течение 24 часов. Проблема телевизионной торговли состоит в том, что только 20 % потенциальных телезрителей хотя бы мельком поглядывают на экран. Поэтому для расширения зрительной аудитории реклама идет вперемешку с развлекательными программами, кинофильмами и т. п. Кроме того, для отдельных видов товаров отводится определенное эфирное время, и тогда покупатель знает, когда ему надо включить телевизор.
В России тоже уже давно работает телемагазин ("Магазин на диване"). В основном через "Магазин на диване" продаются ювелирные изделия. Ведущий объявляет на телеэкране: "Лот 1450. Кольцо с изумрудом. Розничная цена 120 условных единиц (у. е.), цена магазина на диване 85 у. е., спеццена 80 у. е." и дает краткую характеристику предлагаемого ювелирного изделия.
Электронная торговля представляет собой электронную систему, позволяющую покупателю общаться с продавцом с помощью компьютера. Покупатель также может выбрать себе товар по имеющимся каталогам, т. е. без общения с продавцом. Электронная торговля осуществляется через виртуальные магазины, называемые еще "Интернет-магазины".
Виртуальное (лат. virtualis — возможный, т. е. такой, какой может или должен появиться при определенных условиях) предприятие представляет собой сообщество территориально разобщенных сотрудников, которые обмениваются продуктами своего труда и общаются исключительно электронными средствами связи при минимальном или полностью отсутствующем личном контакте.
Виртуальный магазин, как и обычный магазин, имеет торговый зал. В качестве торгового зала выступает сервер. Сервер (англ. serve — обслуживать) — представитель хозяйствующего субъекта (фирмы, предприятия и т. п.) в сети Интернет.
Покупатель, щелкая мышью, ходит по серверу с одной страницы на другую, как в обычном торговом зале, и выбирает нужный ему товар. Выбрав нужный товар, покупатель переходит на другую страницу сервера и заказывает товар. Он получает счет на оплату товара. Оплата покупки может быть осуществлена с помощью банковской карты или путем списания денег с банковского счета покупателя.
Таким образом, технология обслуживания покупателя при
электронной торговле включает в себя следующие операции:
а) выбор товара;
б) заказ товара;
в) оплата товара;
г) доставка товара покупателю.
Мобильная торговля во многом похожа на электронную торговлю, только оплата покупки осуществляется с помощью мобильного телефона. Стоимость покупки может входить в счет оплаты стоимости телефона. Мобильная торговля широко применяется при продаже товаров через торговые автоматы, при оплате различных услуг сервисных предприятий, при продаже товаров через виртуальный магазин.
Главным преимуществом электронной и мобильной торговли по сравнению с телевизионной торговлей является то, что покупатель сам решает, что он хочет
увидеть, а не получает на экране то, что ему предлагает продавец.
Купить книгу