Экономика должна быть экономной?
В период экономического спада растут продажи недорогих товаров – потребители не могут отказаться от покупок, но пытаются уменьшить траты. В выигрыше оказываются офлайновые дискаунтеры и онлайн-торговцы.
За последний квартал 2008 года продажи губной помады в Британии выросли на 10%. Подобная картина наблюдалась в США после финансового кризиса 1930 года или терактов 2001-го. Потребители, не испытывающие уверенности в завтрашнем дне, старались экономить, но позволяли себе "маленькие" удовольствия. Но несмотря на lipstick effect, в некоторых странах мира в прошлом году отмечалось снижение продаж в косметической отрасли – например, в США и во Франции, где немалую долю рынка составляют дорогие духи, крема и косметика.
Активно росли продажи недорогих аксессуаров: галстуков, платков, шарфов, перчаток, поясов и сумок среднего ценового сегмента. В Великобритании продажи галстуков выросли почти на 10% по сравнению с 2005 годом, сообщает журнал "Эксперт". Увеличились продажи алкоголя, предназначенного для "домашнего" употребления, а вот продажи традиционных напитков британских пабов и баров – виски и пива – снизились. Росла популярность и других "антидепрессантов": например, лекарств и соляриев. В последние месяцы в Великобритании также выросли продажи открыток – причем покупатели, экономящие на подарках, оплачивают не самые дешевые поздравительные карточки.
В России, на первый взгляд, наблюдается схожая картина – например, массовая миграция клиентов из магазинов среднего ценового сегмента в дискаунтеры. Между тем, согласно последнему исследованию компании "КОМКОН", около 16% россиян, опрошенных в феврале 2009 года, предпочли потратить свободные средства на покупку дорогостоящей бытовой техники, мебели и других подобных товаров.
Покупатели стали относиться к тратам более рассудительно. В США стали невероятно популярны сайты, позволяющие подобрать и распечатать купоны на скидку. В Украине в последние месяцы прошлого года количество сделок, заключенных участниками проекта Auction.ua, выросло более чем на 50%. В России уменьшилась доля "импульсных" покупок – например, посетители "Яндекс.Маркета" стали активнее использовать сервис "Список покупок". Пользователи отмечают понравившиеся товары, сравнивают – но не спешат покупать.
http://journal.trainex.ru/article/26/