QIWI вложил полмиллиона долларов в частную почтовую сеть
Предприниматель Мерген Чумудов создает частную сеть пунктов приема и получения почтовой корреспонденции, сообщает РБК. Соинвестором проекта стал платежный сервис Qiwi, вложивший в предприятие $0,5 млн. По планам, сеть сервиса Box2Box в перспективе охватит всю страну. Доставлять общают вдвое быстрее, чем "Почта России".
Первая попытка Мергена Чумудова заняться доставкой – агрегатор служб доставки для интернет-магазинов Multiship – не увенчалась успехом. Сначала было продано "Яндексу" программное обеспечение агрегатора, а затем Multiship и вовсе ушел с рынка. Посредническая деятельность себя не оправдала. "Мы собрали все "шишки": интернет-магазины звонили нам с жалобами на застрявшие где-то посылки, но мы никак не могли повлиять на процесс: логисты отвечали нам, что "вопрос на рассмотрении", – рассказал предприниматель.
Сервис Box2Box не претендует на создание собственных логистических маршрутов. Главным его отличием от той же "Почты России" должно стать использование непрофессиональных агентов.
В проекте все выглядит так. Сначала почтовое отправление перемещаются по магистрали того или иного крупного логиста до крупного логистического центра. Потом с помощью местных непрофильных предпринимателей доставляется уже в малый населенный пункт или непосредственно получателю. Доставку до двери будут делать таксисты, владельцы небольших магазинов и т.д.
Агентская сеть Box2Box пока не создана, компания ищет помощников. Первый заместитель гендиректора "СПСР-Экспресс" Сергей Лапин отмечает, что идея не нова, подобную модель пытаются использовать и интернет-магазины, и крупные логисты. Главное, насколько компания сможет настроить такую цепочку и заставить агентов нести ответственность за качество и скорость доставки. "Пока непонятно и то, насколько привлекательна работа с Box2Box для агентов. Возможно, участник сети будет получать одну-две посылки в месяц, не уверен, что несколько долларов, которые составят его доход в этой ситуации, будут сильно мотивировать агентов", – отмечает Лапин.
Пока сервис работает через партнеров своего соинвестора – компании Qiwi. Посылки клиентов Box2Box выдают и принимают различные точки продаж, подключенные к сервису "Qiwi Кассир" – магазины, мобильные салоны, киоски бытовых услуг и т.д. как сообщил Чумудов, на данный момент тестирование прошли 70 таких точек, еще 100 – проверяются. Кроме того, проект QiwiPost развивает совместно с польской компанией InPost сеть постоматов в России. Сейчас их насчитывается около 270, и Box2Box планирует в будущем осуществлять доставку и через них тоже.
В Саратовской области сейчас около 640 точек Qiwi, и именно оттуда началось тестирование бизнес-модели Box2Box. Чумудов планирует на их базе уже к марту создать около 250 пунктов приема-выдачи в области, а также запустить проект еще пяти регионах. Цель проекта – 60 тыс. таких пунктов по всей стране к 2018 году. Для сравнения: у "Почты России" 42 тыс. отделений.
Особое внимание в компании будет уделяться небольшим – до 100 тыс. человек – населенным пунктам. Такие планы вызывают сомнение. "Доля периферии в общем потоке заказов невысока, онлайн-покупатели из небольших городов и сел совершают покупки в интернете гораздо реже, чем жители больших городов", – отмечает сооснователь Data Insight Борис Овчинников. По данным агентства, на долю городов с населением меньше 50 тыс. человек приходится лишь 20% от общего количества интернет-покупок в стране. "Люди не избалованы сервисом, и к тому же отделения почты помимо основной своей функции являются и магазином, и неформальным клубом для общения, и пунктом приема заказов по каталогам. "Почте России" люди доверяют, и это может создать большой барьер для продвижения нового проекта, особенно если у него не будет внятного ценового преимущества по сравнению с существующей почтой", – считает Овчинников.
Ценового преимущества Box2Box не обещает. Стоимость посылки из Москвы в Саратов (846 км) весом до 5 кг составит 199 руб. Из них – 15% комиссия почтового оператора. Чумудов планирует конкурировать с "Почтой России" за счет сроков доставки, которые, предположительно, должны оказаться вдвое меньше – 3-6 дней. По мнению гендиректора IM-Logistics Дениса Иванникова, с этим могут возникнуть проблемы, в отличие от аналогичных сервисов за рубежом. В России, нет магистрального оператора, закрывающего все вопросы доставки до пунктов выдачи. "Если команде Box2Box удастся привлечь достаточное количество партнеров по принципу «сопутствующей логистики», например торговые сети, агентов Qiwi и т.д., и обеспечить дешевую и надежную доставку до пунктов, то половина успеха проекту будет обеспечена. Остальная половина – это контроль над эффективностью по всем звеньям логистической цепочки", – объясняет он.
Координацию работы всех звеньев цепи Box2Box планирует осуществлять на собственной облачной платформе.Доступ к системе по API или через SaaS-сервис будут иметь все агенты и интернет-магазины. Клиенты же смогут отслеживать продвижение отправлений через мобильное приложение. Коммерческий директор DPD в России и странах СНГ Леонид Зондберг считает, что высокие технологии, это, конечно хорошо, но хорошо для бизнеса, что и подтверждается их широким распространением в области логистики за рубежом. В России пока такого нет. Вот только, клиента мало интересует, "как", ему важен результат. "Российские клиенты ожидают от такого сервиса полной ответственности за процесс доставки, поэтому пока большей популярностью пользуются те, которые не просто предоставляют IT-решение, но и управляют физическим потоком, обычно это прием отправок и складская обработка", – отмечает Зондберг.
В случае успешной реализации всех этих планов, к 2018 году Box2Box сможет заработать $40 млн и выйти на рентабельность. Чумудов рассчитывает весной 2015 года начать переговоры о привлечении порядка $10 млн. Инвестиции пойдут на организацию логистической цепочки и усовершенствование IT-системы.
Президент Ассоциации дистанционной торговли Александр Иванов считает, что бороться с монополией "Почты России" не так уж просто, тем более, что в ее работе наметились явные улучшения, отмеченные интернет-магазинами. "Понятно, что игроки рынка электронной торговли ждут многих доработок, но в общем и целом мы видим постоянные улучшения сервиса "Почты России". С ней вполне можно работать, – отмечает он. – Сможет ли новый проект обеспечить столь же большой трафик и, соответственно, те же тарифы, у меня вызывает сомнения". В "Почте", со своей стороны, заявляют, что рабы приветствовать любого игрока н рынке, который сможет предоставить населению качественные услуги.
Поделитесь, пожалуйста, отзывами, кто работает с этой службой по схеме "курьерская доставка из Москвы до покупателя в Питере". Мы уже давно с ними работаем по ж/д доставке (от терминала в Москве до терминала в Питере), в Питере встречает свой человек и развозит своими курьерами. А тут недавно узнал, что ЕМСК сами предлагают курьерскую доставку по Питеру. Свернуть