Магазины Рунета выходят на международный рынок
Российские интернет-магазины привлекают все больше иностранных покупателей, как сообщает свежее исследование Ipsos, проведенное при поддержке PayPal. Данные по странам, полученные в ходе этого исследования не раскрываются, однако согласно опросу РБК, во многих отечественных ИМ размещенные из-за рубежа заказы обеспечивают 5-10% прибыли. Этот процент мог быть и больше, если бы не ограничения российского таможенного законодательства на экспорт. В результате для отправления заказов за рубеж многие предприниматели вынуждены работать "в серую".
Где и как найти клиента из-за рубежа
Путь к сердцу зарубежного покупателя российские интернет-магазины находят по-разному. Артур Биктимиров, владелец московской компании "Флора Экспресс", изначально ориентировался на иностранных клиентов и набирал сотрудников со знанием иностранных языков. Покупателей из зарубежья, которых у "Флоры Экспресс" порядка 5%, привлекает возможность заказать отправку букета дешевле, чем, например, через французский сайт с доставкой в Москве.
Некоторые находят иностранных клиентов случайно. Владелец проекта "Обрадовал.ру", Георгий Сухоржевский, обнаружил более дешевую возможность рекламы в "Яндекс.Директ" и AdWords по запросу "Доставка цветов в Москву", сделанному из Нью-Йорка. В результате такой рекламы за последние полгода 11% всех заказов компании сделали клиенты-иностранцы.
Интернет-магазин Hobbygames.ru, специализирующийся на продаже настольных игр и сувенирной продукции, увеличил количество иностранных покупателей за счет добавления английской версии сайта. Ранее иностранцы были вынуждены использовать Google-переводчик, что создавало массу сложностей. Как пояснила РБК Анна Шевелева, представитель HobbyWorld, которому принадлежит интернет-магазин, на данный момент из 200 интернет-заказов с доставкой 1-5% приходится на доставку за рубеж.
Многие иностранные клиенты отечественных ИМ – это выходцы из СССР, которые говорят по-русски и, строго говоря, являются иностранцами только по месту пребывания. Однако заказы размещают и настоящие иностранцы, не говорящие по-русски. У таких потребителей наибольшей популярностью пользуются сегменты путешествий и цифрового контента, т.е. товары, которые чаще всего покупают именно в Сети, пояснил РБК Владимир Малюгин, председатель правления НКО "ПэйПал РУ".
Мотошлемы и PayPal
Также важную роль играют способы оплаты, представленные в интернет-магазине. По словам владельца интернет-магазина мотошлемов "НЛО-Мото", из-за высокой стоимости шлемов ручной работы (около 30 тыс. руб. за шлем) покупатели из США и Европы хотели быть уверены в том, что их деньги не попадут мошенникам. В результате еще пять лет назад "НЛО-Мото" начал сотрудничать с PayPal из-за программы защиты покупателей, хотя официально система работает в России только с прошлого года.
Практическую пользу от добавления системы оплаты PayPal отмечают и другие владельцы отечественных ИМ. Так, почти все российские банки используют для защиты интернет-транзакций систему 3D Secure или подобные, которые не поддерживаются американскими банками. В таких случаях оплата по карте американского банка не проходит. PayPal позволяет избежать подобных проблем, поскольку оплата проходит через систему, а не напрямую с карты.
Препоны на таможне
По словам главы Национальной ассоциации дистанционной торговли Александра Иванова, размер интернет-торговли "вовне" – микроскопический, и одна из основных причин медленного развития трансграничной торговли в РФ – таможенное законодательство. Герман Клименко, глава Ассоциации развития электронной торговли (АРЭТ), отмечает, что для российского ИМ оформление посылки на экспорт связано с юридическими сложностями, кроме того, процедуры не совсем понятны. В результате многие предприниматели заводят склады в Прибалтике, куда вывозят товары "в серую", или отправляют их из России от имени физлица. Попытки отправить EMS от имени организации приводит к возвращению посылки таможней в 80% случаев.
Сейчас участники рынка пытаются убедить ФТС в необходимости изменения условий процедуры экспорта, чтобы сделать ее такой же прозрачной, как процедура импорта. Также перед отечественными ИМ стоит задача подтолкнуть "Почту России" к сотрудничеству с почтовыми службами других стран, чтобы тарифы на экспортную доставку не суммировались.