подписка
Подписаться
Павел Коротов
08/02/2002

Что даст 'Электронная Россия' электронной торговле?

На прошлой неделе было окончательно утверждено финансирование Федеральной Целевой Программы "Электронная Россия" – программы, которая уже почти год привлекает внимание общественности. Исполнение этого стратегического плана должно повысить конкурентоспособность страны на международной арене, сделать внутреннюю экономику более динамичной, консолидировать общество и помочь осуществлению многих других благих целей. Фактически, "Электронная Россия" – это проект по превращению России в высокотехнологичное государство.


В программе не перечислены конкретные действия, что вполне объяснимо. ФЦП рассчитана на 9 лет (с 2002 по 2010 годы), и создать подробный, пошаговый план – задача просто невыполнимая. К "Электронной России" многие относятся скептически. Основной аргумент пессимистов заключается в том, что программа "утонет" в лабиринтах чиновничьих канцелярий, а деньги уйдут "налево". Однако определенные предпосылки того, что программа, хотя бы частично, будет выполнена, существуют.


Некоторое время, параллельно с "Электронной Россией", разрабатывалась отдельная программа "Электронная торговля". Последняя оказалась среди проектов, не вошедших в число финансируемых из бюджета РФ, однако, многие вещи из "Электронной торговли" нашли свое отражение в "Электронной России". Мы решили немного пофантазировать и представить, какое же действие недавно принятая программа окажет на развитие интернет-торговли в нашей стране.

Увеличение числа пользователей Интернета


Серьезным тормозом на пути развития электронной торговли является небольшое количество российских пользователей Сети. По данным Министерства по связи информатизации, число людей, регулярно выходящих в Сеть, составляет на сегодняшний день 4,3 миллиона человек – это около 3% населения Российской Федерации.


То, что малое, по сравнению с другими странами, число пользователей оказывает серьезное замедляющее влияние на розничную интернет-торговлю, сомнений не вызывает. Однако такой невысокий уровень проникновения тормозит развитие не только розничной, но и оптовой торговли.


Одно дело, если предприятие начинает деятельность в Сети с создания представительства и уже потом, когда руководство и менеджмент осознают преимущества, предоставляемые Интернетом при налаживании взаимоотношений с партнерами, ставится задача внедрения систем оптовой интернет-торговли. И совсем другое, если систему оптовой торговли предлагают человеку, который этот самый Интернет и в глаза не видел. Естественно, отношение к нововведению будет, в лучшем случае, скептическое.


Важным и одним из наиболее трудоемких этапов "Электронной России" как раз и должна стать организация доступа к Интернету для как можно большего количества наших сограждан.


Рост Рунета произойдет, в том числе, благодаря развитию инфраструктуры публичных сетей доступа. Помимо того, что будут "интернетизированы" государственные учреждения, планируется подключить ко Всемирной Сети "организации в сфере образования, здравоохранения, культуры, местных СМИ и центров общественного доступа". Эти самые центры будут действовать на базе школ, ВУЗов, библиотек, почтовых отделений. Программа декларирует, что к 2005 году все высшие учебные заведения в стране будут компьютеризированы и обеспечены доступом в Сеть, а до 2011 года планируется подключить к Интернету все школы страны.


Следует, однако, отметить, что подобные оценки могут оказаться излишне оптимистичными. Подключение объектов образования будет финансироваться из федерального бюджета лишь частично. Остальное должны дать местные власти и "спонсоры", поэтому к прогнозам стопроцентной "интернетизации" учебных заведений следует относиться осторожно.


Итогом этих мероприятий должно стать то, что 2010 году "население" Интернета возрастет по сравнению с 2001 более, чем в 6 раз и составит около 26 миллионов человек. К 2010 году около двух третей всех компьютеров в стране будут подключены к Интернету.

Совершенствование законодательства


Активное развитие новых схем межпредринимательского взаимодействия и взаимодействия предпринимателя с потребителем немыслимо без наработки соответствующей законодательной базы. В российских законах существуют колоссальные бреши, на которые многие просто закрывают глаза. Это и неопределенность с платежными интернет-системами, и учет расходов и доходов, связанных с Интернетом, и проблемы удаленного заключения договоров.


Эти пробелы могут поставить под угрозу любой бизнес, в котором Интернет занимает не последнюю роль, особенно если речь идет о торговле. Только недавно принят и непонятно, насколько хорошо будет работать закон об электронной цифровой подписи, до сих пор в рассмотрении находится закон об электронной торговле, однако, принятие программы должно ускорить, в том числе, рассмотрение этих документов.


Изменения коснутся не только старого законодательства. В ходе реализации "Электронной России" будет осуществляться мониторинг всех законопроектов с тем, чтобы определить их соответствие целям и задачам развития информационных технологий.

Уменьшение времени доступа к информации


Программа также предполагает "расширение правового поля равноправного использования электронных форм информации наряду с другими видами носителей".


Отсюда неизбежно следует упрощение взаимодействия предпринимателей с чиновниками. Эта проблема – основополагающая не только для торгового сектора – вот уже какой век стоит на третьем месте после "дураков и дорог". ФЦП должна "создать предпосылки к переводу в электронную форму большинства видов обязательного взаимодействия предприятий с государством и органами местного самоуправления".


В подавляющем большинстве органов государственной власти к 2010 году должен быть введен электронный документооборот. Внедрение информационных технологий упростит и сделает более прозрачными такие процедуры, как лицензирование и сертификация, регистрация и ликвидация юридических лиц. Взаимодействовать с налоговыми и таможенными органами станет проще – их обяжут принимать отчетность и документацию в электронном виде. В перспективе, планируется перевести гос. учреждения на полностью безбумажные формы документооборота.


То, что электронный документооборот будет узаконен, позволит сократить время, которое тратится на совершение сделок, а значит, более эффективно взаимодействовать с деловыми партнерами, расширить их круг. Это особенно важно для малых и средних предприятий. Если крупные компании знают друг друга "в лицо", то небольшим фирмам часто оказывается сложно найти надежного и выгодного партнера среди тысяч внешне одинаковых фирм.

Развитие платежных систем


Не менее актуальным, чем проблема недостаточного проникновения Интернета в регионы, является для розничной электронной торговли вопрос оплаты товаров. До сих пор способ "наличными курьеру" остается самым распространенным. Этот метод во многих случаях не оправдывает себя – например, при продаже товаров, которые целесообразно доставлять иными способами, или при торговле нематериальными товарами/услугами.


Если в США и странах Западной Европы платежные карты распространены повсеместно, то у нас кредитка – до сих пор диковинка. Не помогает ни большое количество практически не связанных между собой платежных систем, ни системы, созданные специально для Интернета. Тем более, что оборот последних, по сравнению с "оффлайновыми" системами, достаточно мал.


На 2002-2003 годы, в рамках "Электронной России", планируется "разработка концепции государственной политики в области развития российского сегмента платежных карт". Должен быть издан соответствующий проект постановления Правительства о государственной поддержке развития этого сегмента. Многие финансисты с опаской относятся к введению единой всероссийской платежной системы "сверху", полагая, что общенациональная система или системы должны самостоятельно завоевать этот статус.


В любом случае, даже если Правительство ограничится развитием и продвижением пластиковых карт, без создания общенационального института, это, в совокупности с увеличением числа пользователей Интернета, придаст существенный импульс электронной торговле.

Что ДОЛЖНА дать "Электронная Россия'"электронной торговле?


Завершить бы хотелось небольшим обобщением, которое неспроста названо "Что ДОЛЖНА дать 'Электронная Россия' электронной торговле". "Должна" в разы увеличить клиентскую базу, предоставить новые возможности взаимодействия с партнерами, расширить способы оплаты, и т.д. и т.п.


Программа многое обещает, и уже неплохо, если будет выполнена хотя бы малая доля обещанного. Видно, что ФЦП разрабатывалась с учетом интересов бизнеса – ведь, подталкивая предприятия к Интернету и электронным формам взаимодействия, государство делает экономику более конкурентоспособной. Остается лишь, чтобы реформа "сверху" оказалась успешной, ее поддержали "низы", а пока… пока можно продолжим ругать наше законодательство и отсутствие инфраструктуры – два фактора, которые серьезно препятствуют развитию конкурентного бизнеса.

Прокомментировать
Читайте также
10/02/2002
Почему малый бизнес скептически относится к технологиям?
Российские малые предприятия достаточно консервативно относятся к вмешательству высоких технологий в собственные бизнес-процессы. Но оказывается, что американские небольшие компании также с неохотой принимают изменения, приготовленные для них технологической революцией... Подробнее
07/02/2002
В "сфере влияния" московского портала оказалась торговля
Небольшой районный магазин мог бы, разместив рекламу в определенном разделе, рассказать местным жителям о новых товарах или о начинающейся распродаже... Подробнее
07/02/2002
В России - 4,3 млн. интернет-потребителей
Количество постоянных пользователей Интернета за 2001 год возросло в России на 39% и составило 4,3 млн. человек... Подробнее