Зависимость от маркетплейсов признана психическим расстройством
Заработавшие огромную популярность маркетплейсы могут вызывать болезненную зависимость у некоторых людей.
Зависимый от онлайн-шопинга обычно зарегистрирован на максимально доступном ему количестве сайтов интернет-магазинов, ежедневно часами читает рассылки и с нетерпением ждет скидок. При этом он делает покупки в ущерб себе, своим реальным потребностям, залезает в долги и мучается чувством вины.
Об этом рассказала руководитель программы магистратуры "Социальная психология в реальном и виртуальном пространстве" МГППУ Ольга Крушельницкая.
Вот основные признаки зависимости от онлайн-шопинга, при которой покупатель:
- зарегистрирован на сайтах нескольких (иногда многих) интернет-магазинов и регулярно их проверяет;
- помнит об особенностях каждого из них (цены, скидки, бонусы, условия возврата товара, доставки);
- ежедневно просматривает отзывы на товары;
- с нетерпением ждет периода скидок и прочих распродаж;
- большую часть рассылок в его почте составляют сообщения от маркетплейсов и других оналйн-ритейлеров (промокоды, новинки и прочее);
- почти каждый день забирает вещи из пункта самовывоза или получает с курьерской доставкой;
- покупает однотипные вещи, так как уже забыл, что похожее у него есть;
- может сначала купить, чтобы только потом решить, как использовать новую вещь.
При этом зависимому от онлайн-шопинга человеку из-за частых покупок не хватает денег на жизненно необходимые вещи, в том числе на квартплату и еду.
При этом неважно, сколько он зарабатывает или получает другим способом: чем больше его доходы, тем больше он тратит. Человек готов залезть в долги, чтобы приобрести очередную вещь, но в обычном магазине чувствует себя неловко.
Одна из основных причин зависимости от онлайн-шопинга – борьба с тревогой и депрессией. Покупки действительно доставляют человеку удовольствие. К тому же они дают иллюзию свободы и власти.
Поэтому, как говорят психологи, зависимыми становятся в первую очередь люди тревожные, подверженные стрессам, депрессивным состояниям.
"Разумеется, шопинг не решает проблем, а лишь ненадолго поднимает настроение, которое затем может еще больше ухудшиться – проблема не решена, а деньги потрачены зря. Это вызывает тягостное чувство вины", – пояснила Крушельницкая.
По словам психолога, практическая легкость онлайн-шопинга способствует зависимости. В Интернете люди легче расстаются с деньгами, так как безналичная оплата покупок психологически приятнее.
"К тому же не надо общаться с продавцами, что создает иллюзию свободного, не навязанного никем выбора вещей, а также избавляет социально тревожных покупателей от дополнительного стресса. Чем чаще человек получает положительные эмоции именно от онлайн-шопинга, а не от других занятий (хобби, общение, любимая работа), тем больше вероятность развития зависимости", – заключила эксперт.
Зависимость от традиционного шопинга как непреодолимое желание что-либо покупать без необходимости, ради удовольствия от самого процесса покупки уже давно известна. В просторечии эту зависимость часто называют шопоголизм, а людей, страдающих этим недугом, — шопоголиками. На научном же языке это ониомания.
На Западе психиатры первоначально не признали ониоманию нарушением здоровья, однако в последнее время все чаще говорят о пересмотре этой позиции, так как наличествуют все основные признаки маниакального поведения. Выявлено множество случаев, когда шопоголизм приводил к разрушению семей, их финансового благополучия из-за непомерной задолженности больного члена семьи, утратившего чувство меры.
В случае невозможности удовлетворить эту манию у шопоголика развивается синдром абстиненции, выражающийся в психологических расстройствах, агрессии или депрессии, болезнях сердечно-сосудистой системы, головных болях.
По-видимому, онлайн-шопоголизм – это разновидность ониомании, в сети которого еще легче попасться, ведь для покупок не нужно даже выходить из дома.
Следует отметить, что для продавцов шопоголики тоже являются проблемой. Хотя, казалось бы, чем плох человек, который много покупает?
Но, во-первых, такие люди очень часто возвращают покупки, когда после первоначальной эйфории их настигает чувство стыда за сделанное. Или же их заставляют это сделать родственники.
Во-вторых, нередко случается, что за покупки эти клиенты не могут расплатиться, потому что у них перерасход по кредиткам, многочисленные долги.
В-третьих, они возвращают покупки, потому что обнаруживают у себя точно такую же вещь, купленную пару недель назад.
И есть еще достаточно много причин, по которым шопоголики – отнюдь не самые выгодные клиенты для селлеров.
Интересная новость? А ведь новости гораздо удобнее отслеживать в Telegram. Подпишитесь на наш Telegram-канал вот по этой ссылке. И вы будете и читать, и получать все самое важное наиболее удобным способом.
https://oborot.ru/news/soobrazhayut-na- ... daily_news
Андрей С. Директор по развитию, Торговля (небольшая компания) |