Законопроект о запрете спам-звонков готовят к рассмотрению в Госдуме. Кому каких проблем теперь ждать?
В Госдуму РФ планируют внести законопроект о запрете на массовые обзвоны россиян. Об этом заявил глава Минцифры Максут Шадаев на форуме "Телеком будущего — 2024".
Эксперты полагают, что предложенная мера может решить сразу несколько проблем.
"Минцифры планирует внести законопроект, который запрещает массовые спам-обзвоны.
Нам кажется, что сейчас у наших абонентов выработалось очень напряженное отношение к любым входящим голосовым звонкам, и Минцифры предполагает запретить рекламные обзвоны, поскольку они инициируются роботами", — сказал Шадаев.
В кулуарах министр добавил, что речь может идти о том, что операторы будут блокировать такие звонки в случае, если кто-то все же решит использовать подобную механику.
Министр также сообщил, что 90% операторов уже подключились к системе верификации звонков "Антифрод" Роскомнадзора, которая блокирует звонки с подменных номеров. По его прогнозам, до конца года к ней присоединятся все операторы.
"Мы видим, что 1,5-2 млн звонков с подменных номеров ежедневно блокируется. В этом смысле я вижу, что фрод перешел в мессенджеры", — отметил Максут Шадаев.
Недавно он говорил, что количество мошеннических звонков по мобильному "в разы снизилось", в 70–80% случаев преступники теперь звонят через WhatsApp.
Эксперты отмечают, что сегодня проблема массового спам-обзвона помимо собственно дискомфорта абонентов создает и ряд других трудностей как для операторов, так и для бизнеса:
- происходит существенное замусоривание эфира,
- значительный объем номерного фонда маркируется различными определителями как спам-звонки, новые владельцы номеров не могут никуда дозвониться,
- деньги, потраченные на спам-обзвоны, берутся из рекламных бюджетов, соответственно оказываются обделенными традиционные рекламные каналы.
Сейчас Минцифры обсуждает формулировку законопроекта, будут ли туда относиться только спам-звонки, совершенные роботами, или все рекламные звонки вообще.
Время подумать еще есть: законопроект будет внесен в Госдуму только в осеннюю сессию.
Также еще не решено, какую ответственность будут нести компании за спам-обзвоны. Наверное, какие-то последствия для спамеров все-таки будут. Но главное: операторы просто не будут пропускать такие звонки к потребителям.
"Сейчас самое главное — ввести запрет, потом будем думать над ответственностью", — сказал Максут Шадаев..
ФАС поддерживает меры, направленные на сокращение спам-звонков и СМС, которые направляются абонентам без их согласия.
И, на самом деле, такая реклама и сейчас запрещена законом "О рекламе".
"В течение нескольких последних лет подобные нарушения являются самыми распространенными. Так, в 2023 году реклама по сетям связи без согласия абонента составила 31,4% от всех выявленных службой нарушений закона "О рекламе"", – сообщили в ФАС.
Впрочем, кроме решения проблем, законопроект может и сам создавать проблемы.
Сейчас эксперты навскидку называют такие:
- некоторым компаниям придется переориентировать маркетинг, отказавшись от массовых обзвонов. Обычно такой метод продвижения практикуют финансовые организации, компании из сферы недвижимости, ритейла (например, "Мегамаркет" активно предлагает промокоды через массовые обзвоны), телекома (в том числе и сами операторы связи), а также индустрии развлечений;
- у операторов связи, безусловно, возникнут затраты на внедрение технических решений для блокировки спама,
- если будут запрещены и "человеческие" обзвоны, не только роботизированные, без работы может остаться множество сотрудников кол-центров,
- предстоит решить проблему с тайной связи, которая предусмотрена федеральным законом о связи, ведь фактически, анализируя содержание звонков, операторам придется нарушать этот закон.
Вероятно, возникнут и другие затруднения.
В Минцифры предупреждают, что к легальным кол-центрам, решающим проблемы своих клиентов, этот закон относиться не будет.
Но вот что надо будет им сделать, чтобы не попасть под блокировку, еще непонятно.
Напомним, в начале апреля Совфед одобрил законопроект о введении наказания за спам-звонки и об ужесточении ответственности за рекламу кредитов, противоречащую законодательству РФ. За его нарушение физлица заплатят от 10 тыс. до 20 тыс. рублей, должностные лица — от 20 тыс. до 100 тыс., юрлица — от 300 тыс. до 1 млн рублей.
Также читайте на нашем сайте:
- Почему Минцифры призывает банки не оказывать услуги через мессенджеры?
- Новый законопроект Штрафовать за утечку данных не будут, если их нельзя идентифицировать – Минцифры доработало законопроект
Интересная новость? А ведь новости гораздо удобнее отслеживать в Telegram. Подпишитесь на наш Telegram-канал вот по этой ссылке. И вы будете и читать, и получать все самое важное наиболее удобным способом.
Опубликуем в наших блогах на VC, Spark, Sostav вашу цитату со ссылкой на сайт. Свернуть
... Подробнее